Проблематика комедии Грибоедова «Горе от ума»

Проблематика комедии Грибоедова «Горе от ума»

Над комедией “Горе от ума” А.С. Грибоедов работал с 1822 по 1824 год. В произведении поднимаются различные острые вопросы той эпохи, например, крепостное право, погоня за чинами, отношение к службе. Однако произведение не прошло цензуру, подверглось критике и впервые было опубликовано лишь в 1862 году.

Одним из главных героев комедии является Чацкий, который рано остался сиротой и жил в доме своего опекуна Фамусова, воспитывался вместе с его дочерью, именно поэтому они всегда были неразлучны. Однако вскоре Чацкому надоело жить в доме Фамусова, он серьезно занялся наукой и отправился путешествовать. Спустя три года он понял, что его чувства к дочери Фамусова можно назвать любовью и вернулся в столицу, где и происходят все основные события.

В комедии Грибоедова выделяется два конфликта: частный (любовный) и общественный (проблематика двух разных поколений). Общественная трагедия заключается в высмеивании отдельных пороков общества: невежества, взяточничества, а также в обличении консервативного уклада жизни, например, жестокости к крепостным. Комедия была написана после войны 1812 года, когда общество в России разделилось на два лагеря: сановников XVIII века, исповедующих старые принципы жизни, и прогрессивную дворянскую молодежь.

Таким образом, принадлежность к какому-либо лагерю стала одним из принципов организации системы образов. Грибоедов в своем произведении поднимает проблему существования лживого и подлого общества, которое он называет “фамусовским”. Отношения в таком обществе складываются на основе того, насколько человек богат, личные качества не принимаются во внимание. Для фамусовского общества служба — это неприятное занятие, единственное предназначение которого разбогатеть. Представители такого общества служат не ради страны, а лишь для увеличения размеров своего кошелька и приобретения новых знакомств; они не признают книг, не имеют собственного мнения, а науку считают занятием безумных. Чацкий же представляет прогрессивную дворянскую молодежь и является единственным положительным героем комедии. Он защищает идеалы просвещения, свободу мнений, для него умный человек — это тот, кто духовно независимый.

Важно отметить, что в построении комедии действуют определенные черты классицизма, например, наличествуют говорящие фамилий и большие монологи, соблюдается трех единство. Спустя длительное количество времени имена героев стали нарицательными: под фамусовщиной понимается бездушное чиновничество; под молчалинством — подхалимство; под скалозубовщиной — грубая и невежественная военщина. Создавая образы в своей комедии, Грибоедов разрешил важнейшую для писателя-реалиста проблему речевой характеристики героев. Несмотря на то что произведение написано стихами, каждое лицо говорит свойственным ему живым разговорным языком.

Грибоедов был одним из первых поэтов, который подверг критике насилие, невежество, подхалимство, показал, как в мире, где существует “фамусовское общество”, гибнут достойные и умные люди. Его произведение “Горе от ума” является настоящей классикой, многие проблемы, поднятые Грибоедовым, актуальны и сейчас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: