Проблематика романа «Братья Карамазовы» Достоевского

Проблематика романа «Братья Карамазовы» Достоевского

Федор Михайлович Достоевский-признанный писатель не только в России, но и по всему миру. Его творчество имеет уникальные, самобытные черты, выделяющие его на фоне других авторов. Иногда Достоевского относят к философам, хотя, строго говоря, его труды не относятся к классической, академической философии. Однако многие критики находят в нем истоки экзистенциализма, и многие русские философы, например, Николай Бердяев, отмечали влияние писателя на свое мышление.

Русский классик создал много произведений, среди которых есть и романы, и рассказы, и повести, и даже эпистолярный роман в письмах-его первое творение «Бедные люди» , принесшее ему большую известность и высоко оцененное самим Белинским! Однако есть неофициально признанное так называемое Великое пятикнижие-собрание пяти самых внушительных романов писателя. Они были созданы последовательно, являя собой романную эстафету Достоевского. В цикл включают такие книги, как всем известное со школы «Преступление и наказание» , » Идиот» , » Бесы» , » Подросток» , » Братья Карамазовы. Романы перечислены по порядку даты их публикации.

«Братья Карамазовы»- итоговый роман не только великого цикла-пятикнижия, но и самой жизни Достоевского: он скончался спустя пару месяцев после публикации. Можно сказать, что в этой заключительной работе вылились все многолетние размышления русского классика о беспокоящих его ум вопросах. Критики отмечают, что многие идеи, изображенные в » Братьях Карамазовых» так или иначе фигурировали в его более ранних произведениях. Так, на каторге писатель был знаком с человеком, осужденным за отцеубийство, а его друг, поэт Григорьев, со своим разгульным образом жизни отчасти угадывается в портрете Дмитрия Карамазова

Если посмотреть на предыдущие книги Великого пятикнижия, можно увидеть одну ключевую идею, идущую красной нитью через них-это надежда на спасение даже погибшего человека. Даже гибель на жизненном пути не есть гибель вечная, а лишь индивидуальный путь бытия. Сам Достоевский в письмах упоминал об идее череды романов, где герой от веры перешел в атеизм, а затем снова пришел к Христу.

Достоевский в молодости очень активно увлекался идеями социализма и всеобщего равенства, из-за чего, собственно, и попал на каторгу. Но несмотря на привлекательную идею всеобщей справедливости, писатель не принимал науку как начало и базис для устройства всего общества, считая, что человек по определению не сможет только лишь по законам рациональности и разума. Вместо этого классик говорит о законе любви, который бы помог обществу действительно достигнуть благих целей, но без крови, смут и тирании. Эта проблема хорошо отражена в рассуждениях Ивана Карамазова, который слишком рационализирует Бога и его промысел, пытается оправдать события с точки зрения сухого разума, в то время как Бог хотел, чтобы к нему приходили только по любви.

В романе все три брата заняты размышлениями над проблемами существования и смысла бытия, но каждый пытается дать ответы на эти вопросы по-разному. Так, Иван считает, что если у человека нет души, ему все позволено. Сам Достоевский в молодости прошел через отрицание Бога, но каторжное заключение переменило в корне его мировоззрение. Многие критики отмечают, что в романе подняты «проклятые вопросы» философии:

-Как был создан мир и конечен ли он?

-Есть ли бессмертие?

-Есть ли свободная воля у человека?

Есть ли у мира Создатель?

В итоге все сводится к тому, что одним только разумом и рассудком человек не способен дать исчерпывающие ответы на эти мучающие его вопросы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: