Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: проблематика

Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: проблематика

Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» насыщен сложными образами и темами. Проблематика книги чрезвычайно многообразна. События романа охватывают большой период времени. Первые страницы книги рассказывают о судьбе главного героя, в то время десятилетнего мальчика. Действие происходит примерно в 1912 г. Завершается роман встречей выживших друзей Юрия Живаго, это происходит в конце 1950-х годов.

На долю главных героев книги выпало много тяжёлых испытаний: войны, революция, разруха. Роман начинается с детства героев. Осиротевший Юра Живаго воспитывается сначала у дяди, а потом в семье доктора Громеко. Дочь Громеко Тоня впоследствии станет женой Юрия. Он встречает мальчиков, которые станут ему близкими друзьями на всю жизнь, — Мишу Гордона, Иннокентия Дудорова. Параллельно ведётся рассказ о детстве Лары. Её семья тоже переезжает в Москву. После того, как Лару совратил адвокат Комаровский, она находит утешение в чистой дружбе с соседскими ребятами, — Олей Дёминой, Пашей Антиповым, Юсупов Галиуллиным.

Читатель узнает, как жестоко исторические потрясение ударили по этим героям. Лара и Павел Антипов поженились и уехали работать на Урал. Через некоторое время после свадьбы Живаго отправляют на фронт Первой мировой войны. Туда же был отправлен его друг и коллега Миша Гордон. На этой войне страшной смертью погиб отец Юсупа Гимазетдин. Антипов стал военным комиссаром. Семья Живаго поселилась в уральском городе Юрятин, где Юрий встретил Лару. Затем судьба снова сводит этих героев вместе.

На примере судеб этих людей в романе раскрывается проблема беззащитности человека перед жизненными катастрофами: войнами, революциями, болезнями. Личные трагедии людей выходят в романе на первый план, а трагедия всего человечества становится фоном.

Главный герой стремился сохранить себя и свою личность от разрушения в эти тяжёлые времена. Он лечит людей, пишет стихи, заботится о семье, а позже обустраивает быт, оказавшись вместе с Ларой. Живаго не хочет участвовать в кровавых событиях и старается от них отгородиться. В эти времена каждый из героев книги пытается справиться с трудностями сам. Примечательно, что в романе нет ни одного отрицательного персонажа, кроме Комаровского. Зло в романе представлено метафизически, как стихия, против которой невозможно бороться.

Проблема сильной воли играет важную роль в создании образов. Близкие Юрия Живаго называют его человеком, абсолютно лишённым воли. У него нет воли, но есть чувство собственного достоинства, которое не позволяет ему идти к цели напролом. Павел Антипов-Стрельников, наоборот, характеризуется как чрезвычайно волевой человек. Но в погоне за военными заслугами он теряет не только достоинство, но и человечность, — военный комиссар ежедневно расстреливает людей. Противопоставление этих героев заставляет читателя задуматься: является ли сильная воля благом или злом для человека. Поступки и судьбы Живаго и Антипова наводят читателя на мысль, что воля, лишённая человечности и доброго сердца, приносит много зла как самому человеку, так и окружающим. Так в книге раскрывается проблема человеческого достоинства.

Проблема человеческой судьбы тесно связана с проблемой выбора жизненного пути. Каждый из героев распоряжается жизнью по-своему, пытаясь выжить в новых условиях. Все встречи людей друг с другом случайны, стихийны, но они меняют судьбы героев.

Три женщины, которых встретил в своей жизни Живаго, — Тоня, Лара и Марина — помогают раскрыть проблему любви. Параллельно с ней рассматриваются проблемы долга и выбора, а также милосердия и прощения. Тоня знает, что Живаго оставил её навсегда и ушёл к Ларе, и не осуждает его. В последнем письме она обещает воспитать в детях уважение к отцу.

В книге отражена не только любовь между мужчиной и женщиной, но и любовь к семье, творчеству, природе, профессии, родине. Характер персонажей раскрывается через проявления этой любви.

Проблема жизни и смерти занимает в книге центральное место. Одна из главнейших мыслей «Доктора Живаго» заключается в том, что любая жизнь важна и ценна сама по себе. Тема бессмертия переплетается с проблемой искусства. Именно искусство, по мысли Пастернака, способно творить жизнь. Живаго умирает в 37 лет, но годы спустя его друзья перечитывают его стихи. Благодаря стихам Живаго жив в памяти близких.

Но для Живаго творчеством становится не только поэзия, но и обычный повседневный труд. Духом творчества пропитан любой созидательный труд: работа врача, обустройство быта и др.

В стихотворениях Юрия Живаго отражена христианская проблематика. Она помогает героям осмысливать происходящие потрясения и находить в себе силы жить несмотря ни на что.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: