Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»

Смысл книги

Тема предназначения поэта – одна из центральных для Европейской литературы. В России многие поэты так же старались осветить этот вопрос в своих произведениях. Рассуждает на эту тему и Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении «Пророк». Произведение раскрывает гражданскую роль каждого поэта.

История создания.

Стихотворение было написано Александром Сергеевичем в 1826 году в селе Михайловское. Предположительно, к созданию шедевра поэта подтолкнуло провалившееся восстание декабристов. Пятеро из них были казнены, остальные – сосланы в Сибирь. Пушкин, который общался с декабристами достаточно близко, был сильно ранен этой новостью.

Так же незадолго до создания стихотворения, писатель погрузился в изучение Библии, которую прислал ему его брат. Видоизменённый сюжет о пророке Исайе стал основой для «Пророка».

Предполагается, что изначально стихотворение должно было стать частью целого цикла, но другие произведения не дошли до наших дней – возможно, они никогда не были опубликованы, или даже написаны.

Критика приняла «Пророка» не очень хорошо. Многие эксперты сошлись во мнении, что Пушкин этим стихотворением будто превозносит себя над другими поэтами. На самом же деле, через это произведение автор выражает свою скорбь. Предполагается так же, что Пророком он видел вовсе не себя, а смелых людей, вышедших на восстание, чтобы изменить судьбу своей Родины.

Темы и проблемы.

Основная тема произведения – роль поэта и поэзии в обществе. В своём стихотворении Александр Сергеевич показывает весь процесс превращения одинокого путника в пророка. По мере превращения, лирический герой обретает способность слышать и видеть то, что не доступно обычным людям. Кроме того, встреченный на дороге Серафим достаёт из груди героя сердце и заменяет его раскалённым углём. Не трудно догадаться о значении этого символа – настоящий поэт должен не просто подмечать и описывать происходящее вокруг, но и чувствовать это, пропускать через своё пламенное сердце.

Лукавый язык поэта Серафим заменяет змеиным жалом – символом мудрости. Таким образом, Пушкин показывает читателям, каким должен быть постоянный поэт: чувствовать больше, чем другие, обладать горячим сердцем и уметь выразить свои переживания нужными словами.

Раскрывается в стихотворении так же и проблема одиночества Пророка. Он, знающий больше, чем остальные, передаёт эти знания людям, чтобы наставить их на верный путь и сделать их жизнь лучше. Однако, люди не принимают его и он вынужден нести свой крест в полном одиночестве, не находя ни в ком полного понимания.

Композиция.

Стихотворение не поделено на строфы – строки пересекаются между собой, автор использует различные способы рифмовки, придавая произведению совершенно уникальный стиль.

Однако по смыслу «Пророка» можно условно разделить на три части. В первой части одинокий и томимый душевными муками поэт бредёт по пустыне и встречает шестикрылого Серафима. Вторая часть полностью посвящено метаморфозам, через которые лирический герой проходит, чтобы стать пророком. В третьей части автор прерывает внутренний монолог поэта и использует прямую речь – обращение Бога к новоиспечённому пророку, призыв исполнить свою миссию.

Композиция произведения линейна. Тут присутствует явное разделение на завязку, кульминацию и развязку.

Так, одиночество и душевные терзания поэта являются экспозицией произведения – тем моментом, когда читатель знакомится с персонажем и уже может предчувствовать, что сейчас произойдёт нечто из ряда вон выходящее. Завязкой становится встреча с Серафимом на распутье.

Развитие действия начинается с процесса превращения человека в пророка и достигает кульминации, когда обессиленный метаморфозами путник падает без сил.

Развязка кроется в последних строках – в обращении Бога к своему созданию.

Жанр, направление, размер.

Жанрово произведение можно отнести к элегии, или духовной оде. На это указывают торжественность, пафос произведения, а так же божественная миссия главного героя. Подтверждается такое определения жанра и наличием заметного количества старославянизмов в тексте произведения.

«Пророк» по всем признакам соответствует направлению классицизма – тут присутствуют библейские сюжеты, чётко обозначено место и время действия, а само стихотворение написано высоким, торжественным слогом.

Однако описание переживаний главного героя, его страданий, наталкивает нас на мысль о том, что в оде присутствуют и нотки романтизма.

Произведение написано четырёхстопным ямбом – такой размер характерен для зрелого творчества Пушкина. Автор использует сочетание разных рифмовок: перекрёстной, парной и кольцевой. Такое разнообразие не случайно – таким образом Александр Сергеевич делает произведение более многослойным и разнообразным.

Средства выразительности.

Чаще всего в этом стихотворении Пушкин использует метафоры, эпитеты и сравнения.

Библейская тематика так же располагает к обилию нетипичной лексики – в «Пророке» много старославянских и церковных слов, которые настраивают читателя на нужную атмосферу.

Многие строки в произведении имеют одинаковое начало, или окончание – из этого можно сделать вывод, что Александр Сергеевич прибегает к использованию анафор и эпифор. Эти приёмы создают ощущение возвышенности и приближают текст к Библейскому звучанию.

Образы и символы.

В произведении можно выделить три основных образа – путника, Серафима и Бога.

Путник – основной лирический герой произведения. Он был обычным человеком, но ему досталась важная миссия: доносить до людей истину через свою поэзию. Ради достижения этой цели ему приходится пройти через болезненные и утомляющие изменения.

Серафим выступает как проводник, который помогает главному герою превратиться из человека в пророка. Пушкин акцентирует внимание на том, что у Серафима, встреченного путником было шесть крыльев – согласно Библии, это самый приближённый служитель Бога.

Сам Бог появляется лишь в конце произведения. Он разъясняет поэту свою волю и указывает на его истинную цель в этом мире.

Главные образы стихотворения – перепутье и пустыня.

Пустыню исследователи трактуют по-разному. С одной стороны, именно она всегда считалась местом покаяния, встречи человека с Богом, и, вероятно, именно поэтому Пушкин выбирает её, как место действия для этого произведения. С другой стороны пустыня так же может символизировать изначальное одиночество поэта.

Перепутье в переносном смысле означает неуверенность, выбор дальнейшей дороги. Путник не знает, куда отправиться и именно на пересечении дорог встречает Серафима, который помогает ему сделать выбор и отправиться по правильному пути.

Проблематика и основная идея произведения.

В этом произведении Александр Сергеевич раскрывает главную цель поэта и поэзии. Миссия каждого человека, работающего со стихотворениями – нести людям истину через свои произведения.

Талант поэта – не просто Божественный дар, но ещё и большая ответственность, как перед Богом и читателем, так и перед самим собой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: