Анализ стихотворения «Дума» М.Ю. Лермонтова

Анализ стихотворения «Дума» М.Ю. Лермонтова

Смысл книги

М. Ю. Лермонтов написал «Думу» в 1838 году, когда находился в Петербурге, и вложил в него свои переживания, касающегося нравов его современников. По одной из существующих версий, задумка появилась у поэта после знакомства с декабристом. Лермонтов общался с ним тогда, когда находился в ссылке, и, судя по всему, взгляды и искренняя вера в идеи, ради которых мужчина готов был расстаться с жизнью, наложили свой отпечаток на взгляды молодого поэта, провели чёткую черту различия между теми людьми, с которыми он был ранее, и декабристами, горящими своей идеей.

Через год стихотворение было издано с цензурными пометками в журнале «Отечественные записке» и получило положительные отзывы критиков. Сама рукопись не сохранилась.

Темы и проблемы.

Одна из центральных тем стихотворения – глубокая духовно-социальная внутренняя трагедия поколения современников Лермонтова. Они не понимают, ради чего и зачем живут, не учатся на ошибках своих отцов, не пытаются отыскать смысл жизни, они просто ведут пустую жизнь и плывут по течению, старательно избегая трудности – не живут, а существуют, даже не боятся смерти. Их ум и чувства стали каменными, у них нет идеалов, ценностей и целей, и ничто не способно пробудить их, заставить что-то совершить как для себя, так и для страны. И это – беда целого поколения, тысяч молодых людей без будущего, которые не смогут оставить ничего, кроме могилы, после своей никчёмной жизни.

Ещё одна тема – так называемая «проблема отцов», заключающаяся в том, что молодёжь, глядя на старшее поколение, их опыт, и потому начинают бездействовать, и, боясь повторить чужую судьбу, молчат.

Проблемы «Думы» вытекают из заявленных тем и показывают людские пороки, осуждаемые автором.

Это лицемерие. Поколение боится, поэтому прячет, душит и уничтожает чувства, намеренно и целенаправленно лишает себя самости, а перед обществом играет, соглашается с мнением, которое не соответствует их взглядам. Это не позволяет им раскрыться, загоняет их в угол, и в этом кроется трагедия современников поэта, которая, однако, не обходит стороной и его.

Осуждает поэт и праздность. Это касалось, в первую очередь, дворян, которые ничего не хотели делать, так как уже имели всё, и их устраивало то, что ради их комфорта впроголодь и до изнеможения трудятся крестьяне.

Автор порицает равнодушие и циничность своего поколения, острого на язык, чёрствого до чувств и эмоций.

Больше всего автор раскрыл проблему бессмысленности существования. И это действительно было очень серьёзной проблемой того общества, так как оно понятия не имело, ради чего стоит жить и их единственной целью становилась напускная успешность и светские вечера.

Композиция.

«Дума» состоит из 5 строф, связанных одной тематикой и одним эмоциональным настроением. Структура ослаблена, повествование ведётся от второго лица множественного числа, так как автор отождествляет себя с этим поколением.

Жанр, направление, размер.

Жанр – элегия, содержащая элементы эпиграммы и сатиры.

Направление — философско-гражданская лирика с чётко выраженной позицией автора.

Размер стихотворения — шестистопный ямб, но, делая акцент на определённых мыслях, автор использует пятистопный или четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Средства выразительности.

Поэт часто использует метафоры для передачи настроения общества («огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы») и его порицания («иссушили ум»).

Ярко выражают общее весёлое настроение эпитеты («роскошные забавы» и «сладостный восторг») и рисующие некую атмосферу общего отчаяния («бесполезная наука», угрюмая толпа», «тайный холод»).

Метонимия используется для своего рода самоиронии, звучащей из уст молодёжи («и к гробу мы спешим») и осознания ими своей праздности («богаты мы едва из колыбели»).

Часто используется сравнение, выражающее, опять же, настроение («жизнь томит, как ровный путь без цели») и внутренние ощущения («как тощий плод» и «как пир на празднике чужом»).

Используется и оксюморон, иронично выражающий всю атмосферу общества («добросовестный, ребяческий разврат»).

Автор использует гиперболу для выражения отношения современников к самим себе («презренные рабы»).

Также используются антитезы для создания ощущения метания между идеалами («к добру и злу» и «ни злобе, ни любви») и позициями («надежды лучшие – неверье»)

Образы и символы.

В образе лирического героя заключён образ поколения, целого общества, взгляды и позиции которых он не желает разделять. Его страшит и беспокоит будущее, то, что он не оставит поле себя ничего, кроме могильной плиты, и его современников это устраивает. Ему скорбно от того, что он не может ничего изменить, что он стал заложником общества.

В образе толпы заключён образ людей, лишённых цели и смысла жизни, бездумно прожигающих каждый день и не помышляющих о будущем. Лирический герой подавлен атмосферой жизни настолько, что невольно приобщает себя к окружающим.

Так называемые «Ошибки отцов» — это восстание на Сенатской площади, организованное декабристами, жестоко подавленное и научившее людей не гореть жаждой изменить мир и не разделять эти опасные идеи. Подавленные цензурой и авторитарностью царя, они просто смирились с этой участью.

Проблематика и основная идея произведения.

Основная мысль стихотворения доносится до читателя через образ лирического героя, разочарованного как в эпохе, так и в обществе, в современниках и их взглядах, их безмолвии, чёрствости, цинизме, бесполезности их существования. Он показывает это через образ безнравственной молодёжи, разучившейся что-либо ценить, не способной оставить что-то после себя. У них нет целей, нет желаний, они вынуждены лицемерить и настолько привыкли к этому, что уже не чувствуют дискомфорта и угрызений совести, они праздны, они не хотят работать и производить блага, они циничны, безжалостны и холодны. Героя страшит, что он сам относится к этому поколению, напуганному и наученному «опытом отцов», что он сам оказался его частью и также долго молчал, но теперь готов творить и ему есть, что сказать миру. Однако он также осознаёт, что сам не в силах что-то кардинально изменить, это должен сделать каждый из «потерянного поколения».

Само название стихотворения – «Дума» — связано с основной темой произведения. Это – тяжёлая дума о судьбах его поколения, не дающая уставшему лирическому герою покоя ни на секунду, пугающая и огорчающая одновременно.

Высмеивая и порицая пороки поколения: лицемерие, праздность, цинизм, чёрствость, равнодушие, бессмысленность существования и страх, основанный на опыте прошлого поколения. Поэт одновременно и осуждает, и сочувствует современникам, ведь они замкнулись в себе и запретили себе быть собой, запретили бороться, задушили в себе чувства, чтобы ничто не могло их ранить. Конечно, это трагедия целого поколения, и развивающаяся цензура и политика царя в целом действительно не давала им раскрыться, держала в страхе наказания, однако это не отменяет того, что они сами решили выбрать именно такой путь – путь бессмысленного существования в праздности, доступной им с первых мгновений жизни.

«Дума» — тяжёлое стихотворение, поднимающее актуальные, острые проблемы, подходящие для любых эпох и оттого ставшее классикой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: