Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Смысл книги

Это стихотворение, написанное по «горячим следам» роковой дуэли Пушкина, положило начало поэтической славе юного Михаила Лермонтова, создало молодому офицеру репутацию опасного вольнодумца и стало причиной царской немилости, сопровождавшей Лермонтова до самой его гибели.

История создания

Точная дата история создания этого стихотворения неизвестна до сих пор, несмотря на старания нескольких поколений литературоведов, а современные автографы ненадежны, потому что, если верить датировке рукописей, «На смерть поэта» было создано еще до кончины Пушкина. В любом случае оно не могло быть написано раньше 29 января (10 февраля по старому стилю) — даты смерти поэта. Судя по содержанию стихотворения, двадцатидвухлетний корнет Михаил Лермонтов был знаком с ходившими по Петербургу слухами о том, что Пушкина погубили не только светские сплетни, заставившие его вступиться за честь жены, но и козни власть имущих, включая самого могущественного человека в Российской империи — самого царя Николая Первого, который в действительности вряд ли был причастен к этой запутанной истории. Впоследствии стихотворение Лермонтова стало частью литературной мифологии о смертельной ненависти Пушкина к Николаю, хотя в реальности отношения между поэтом и царем были хотя и непростыми, но далеко не такими драматичными. Разумеется, такое стихотворение не могло быть напечатано — оно распространялось в рукописях, с которыми вскоре познакомился весь читающий Петербург. Когда до Николая дошла весть, что автор крамольных стихов — Михаил Лермонтов, он отдал приказ посадить поэта под арест, а затем отправить служить на Кавказ.

Темы и проблемы

Это стихотворение, созданное на конкретном историческом материале, посвящено более обширной теме, которую можно назвать вечной для русской литературы — взаимоотношениям поэта и власти, а также клевете, которая губит лучших людей России. Сам Лермонтов отрицал, что его стихотворение направлено лично против царя, и уверял, что он имел в виду лишь представителей светского общества, распространявших гнусные сплетни о семейной жизни Пушкина. Возможно, что он говорил чистую правду, но все-таки с самого начала стихотворение воспринималось как прямое обвинение, брошенное верховной власти — нечто вроде вызова на дуэль, ответить на который было делом чести.

Композиция

Стихотворение делится на три части. Первая из них полна ужаса, вызванного у современников Лермонтова известием о смерти Пушкина. Хотя великий поэт и был известен как заправский дуэлянт, весть о гибели Пушкина была подобна удару молнии, тем более что он стал семейным человеком и давно не отправлял вызовы на смертельные поединки, а о том, что примирение с Дантесом длилось недолго, знали далеко не все. В то время дуэль считалась не только грехом (дуэлянты приравнивались к самоубийствам), но и уголовным преступлением, поэтому дуэлянты подлежали жестокой каре, а известия о подготовке к смертельно опасным поединкам держались в секрете.

Вслед за оплакиванием Пушкина и проклятиями в адрес его убийце-чужеземцу следует обвинение людей, которые оказались косвенно причастными к гибели поэта, распространяя сплетни об его семейной жизни и направляя руку Дантеса, который, возможно, оказался даже менее виновным, чем эти светские сплетники. Лермонтов не называет имен, но его современники сами решали эту задачу, называя имена первых лиц Российской империи и даже самого царя. И финал — обещание суда над виновниками гибели поэта, при этом Лермонтов дает понять, что и убийцу и светских сплетников ждет если не человеческий суд, то Божие наказание и презрение потомства.

Жанр, направление, размер

Стихотворение, первая часть которого написана четырехстопным ямбом, вторая — близким к нему по звучанию и торжественности шестистопным ямбом, сочетает признаки сразу двух жанров — скорбной элегии (которой, по сути, и является первая часть), и сатирического послания в адрес как убийцы Пушкина, так и его приспешников, принадлежащих к самым прославленным аристократическим родам. Поэт, безжалостный по отношению к своим родовитым современникам и известный самым мрачным взглядом на окружающую его действительность, клеймит и предков этих знатных господ, прославившихся в свое время своим раболепием и лицемерием. Эти намеки созвучны многим литературным произведениям 1820-1830-х годов, включая «Горе от ума» Грибоедова и содержат прямой намек на пышное и блистательное, но полное лицемерия и заискивания перед властью екатерининское царствование, которое прославилось безумной роскошью и бесчисленными злоупотреблениями знатнейших вельмож, старавшихся если не выпросить очередные милости у покупавшей лояльность придворных императрицы, то хотя бы запустить руку прямиком в государственную казну,

Средства выразительности, образы и символы

Стихотворение Лермонтова насыщено свойственной торжественной поэзии символикой, которая употреблялась еще Державиным и другими поэтами 18 века в сатирах и одах, но не выглядит в данном случае напыщенной, неуклюжей или старомодной. То же касается и слога самого стихотворения, которое становится то патетическим, то скорбным, то язвительным. В духе поэзии разных эпох безвременно оборвавшаяся жизнь Пушкина связывается то с погасшим светильником (сравнение столь же древнее, сколько и сама мировая цивилизация), то с венком триумфатора, который увял слишком рано. Если вы хотите познакомиться с лучшими в русской литературе образцами уместного употребления торжественной лексики и разнообразных символов, вам не обойтись без внимательного прочтения «Смерти поэта».

Проблематика и основная идея произведения

Как было сказано выше, знаменитое стихотворение Лермонтова положило начало тому, что можно назвать популярной мифологией о дуэли и смерти Пушкина и стало источником вдохновения для множества талантливых поэтов, освещавших тему трагических отношений поэта и царя, включая, к примеру, Марину Цветаеву. Но значение этого стихотворение много шире, чем отклик на злобу дня, хотя бы это и было одно из ключевых событий русской литературы. Оно посвящено вечной теме противостояния поэта и власти, гения и светской черни, которая радуется его малейшим промахам и готова пригвоздить великого человека к позорному столбу, а порой и готовит предпосылки для его трагической кончины.

Всем, кто знаком с пушкинским творчеством, известно, что эти темы были одними из важнейших и для самого Пушкина, много размышлявшего о поэте и его призвании, об отношениях между поэтами и читающей публикой (которая во времена Пушкина была очень невелика и практически полностью состояла из представителей привилегированных сословий), о соотношении общественного мнения и личной позиции поэта. Впоследствии эту тему подхватили Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский и другие большие поэты, многие из которых прямо обращались к образам, характерным для пушкинского творчества, и даже к названиям его произведений. Так что «Смерть поэта» — это литературное явление, которое не только определило судьбу юного поэта, прославив его на всю Россию, но и сделалось продолжением творчества самого Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: