История создания
Если произнести «бэнд Одесса», то в мечтах рисуется такая картина: теплый вечер на берегу «жемчужины у моря», романтический закат и небольшой оркестр, который играет для отдыхающей публики любимые джазовые мелодии. В реальной жизни всё обстоит иначе. Коллектив под названием BAND ODESSA работает в Германии. Развлекает на праздниках и семейных торжествах русскоязычных жителей баварского города Вюрцбург. Свингового репертуара у музыкантов нет. В их исполнении звучат произведения русского шансона, ретро-мелодии, переделки популярных советских песен, шлягеры 1980-х.
О составе участников
Почерпнуть сведения о группе «Одесса» можно, обратившись к веб-сайту www. odessa.de.tl. Официальная информация гласит (сохранена исходная пунктуация): «Делаем ремиксы песен, которые лучше оригиналов !! Любые мероприятия в Германии !! DJ, Disco, CD !! Телефон: 0931 6666443, e-mail: [email protected] de». Создатель и контактное лицо BAND ODESSA – гитарист и лидер-вокал Arnold Richter.
Рекламных постов с фотографиями этого творческого коллектива ни на одной из интернет-площадок нет. Исключение составляет снимок 20-летней давности: мужчина и женщина на фоне музыкального оборудования в зале для проведения вечеринки. На одном из мероприятий русской диаспоры в Баварии два года назад было запечатлено выступление музыкантов, прокомментированное в Фейсбуке. Трое в джинсах и тельняшках – солидный мужчина «за 50» с аккордеоном
и две девушки, играющие на скрипке и ударных инструментах.
Основываясь на этом, в сети стали давать предположительные характеристики BAND ODESSA. Время появления группы связывают с началом 1990-х, когда уроженец советской Украины вместе с женой перебрался из бывшего СССР на ПМЖ в Германию.
Характерно то, что Арнольд Рихтер никак не раскрывает свою личность. До начала 2000-х под таким же именем музыкант общался с российскими аранжировщиками на профессиональных форумах. Сегодня на всех веб-сайтах, где зарегистрирован создатель BAND ODESSA, ему принадлежат аккаунты с аналогичным никнеймом. Один из пользователей «Одноклассников» в 2017-м признал в участнике «одесского бэнда» Толика Арановича – «русского немца», покинувшего родные украинские места в период перестройки 1990-х. Однако со стороны владельца аккаунта BAND ODESSA реакции на это до сих пор не последовало.
Популярность каверщика и клипмейкера
Широкому кругу российских пользователей интернета «Бэнд Одесса» знакома по каналу группы на YouTube. Здесь выложено, «расшаривается» по соцсетям и собирает «лайки» более 300 видеороликов BAND ODESSA. Сделаны они на ремейки и перепевки произведений русского шансона, ретро-песен и советских шлягеров 1980-х. По мнению профессионалов- минусовщиков, каверы записаны не в студии, а в домашних условиях, треки сведены на «самоиграйке» одним человеком. Чем же вызвано повышенное внимание в сети к этому самодеятельному творчеству?
Интерес в клипах BAND ODESSA представляют приемы визуализации музыки. Видеоряд в роликах – либо нарезка из кинофильмов советского времени, либо монтаж выступлений различных танцевальных коллективов. И если первое воспринимается зрителями нейтрально, то второе вызывает споры и разногласия. Одни отмечают, что музыка идёт вразрез с ритмом и характером танцев и считают подобное профанацией в искусстве. Другие не придают этому значения: главное, что такой «ёрш» веселит и поднимает настроение. Неискушенные интернет-юзеры считают, что «Банд Одесса» — это «банда» одесских уличных танцовщиков и музыкантов.
Для иллюстрации ремиксов BAND ODESSA берёт фрагменты выступлений профессионалов и любителей клубных танцев свингового направления, рок-н-ролла, латиноамериканской сальсы, бразильской ламбады и др. Оригинальную музыку клипмейкер и каверщик заменяет на собственные сочинения. Проблема в том, что стилизованные русские мелодики (перепевки ретро, диско и блатных мотивов) по своей природе не соответствуют тому, что заложено ни в джазовое сопровождение выступлений линдихопперов, ни в темпераментное исполнение латиноамериканских танцев.
Специалисты считают подобный «интернациональный микс» китчем. А массовому российскому интернет-потребителю это нравится: энергичные импульсивное заграничные танцы и не менее заводные ритмичные русские шлягеры – «не в склад, не в лад», зато весело.