Краткая история создания Альбома «Времена года» П. И. Чайковским

Краткая история создания Альбома «Времена года» П. И. Чайковским

История создания

До того, как Петр Ильич Чайковский создал цикл музыкальных пьес под названием «Времена года», существовал уже одноименный цикл Антонио Вивальди. Вивальди сочинил 4 струнных концерта, изображая разные временные сезоны. Чайковский же написал ровно 12 пьес, рассказывая в них о двенадцати месяцах года.

Идея создания такого цикла не принадлежала композитору. Издатель журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард предложил Петру Ильичу создать двенадцать коротких фортепианных произведений, рисующих картинки времен года, и пообещал довольно высокий гонорар. Произошло это событие в ноябре 1875 года.

Журнал «Нувеллист» существовал в России с 1842 года и знакомил любителей искусства с музыкальными новинками, выходившими из-под пера отечественных и зарубежных композиторов. П. И. Чайковский уже довольно длительное время до этого успешно сотрудничал с журналом, публикуя в нем романсы.

Письмо Бернарда не сохранилось, но зато сохранился ответ Чайковского на его предложение. Из ответа становится понятно, что композитору понравилась идея создания цикла. В своем обращении к издателю Чайковский благодарит его за заказ, за щедрую оплату и обещает как можно быстрее создать одну или даже две-три пьесы цикла.

И вот в декабре 1875 года в журнале «Нувеллист» появляется анонс, который обещает, что в наступающем году журнал будет ежемесячно знакомить читателей с новыми произведениями композитора П. И. Чайковского. Названия всех двенадцати пьес Бернард придумал сам и опубликовал их здесь же, в объявлении. Вот они.

«Январь. У камелька» «Февраль. Масленица» «Март. Песнь жаворонка» «Апрель. Подснежник» «Май. Белые ночи» «Июнь. Баркарола» «Июль. Песня косаря» «Август. Жатва» «Сентябрь. Охота» «Октябрь. Осенняя песнь» «Ноябрь. На тройке» «Декабрь. Святки»

Издатель был настолько креативен, что придумал не только названия пьесам. Он еще нашел стихи русских поэтов, подходящих по теме, и поместил их перед каждым произведением как эпиграфы.

О том, как проходил процесс создания произведений почти ничего неизвестно. Чайковский находился в конце 1875 года в Москве и 13 декабря почтой отправил Бернарду две первые пьесы. Композитор сомневался в успехе, называл произведения длинными и скверными. Он даже предлагал в случае неудачи переписать произведения сообразно вкусам издателя. Но музыка понравилась и была опубликована.

Неизвестно, сообщал ли Бернард композитору о эпиграфах, но Чайковский не возражал против появления стихов и даже одобрил такое начинание. Об этом говорит то, что в прижизненных изданиях альбома «Времена года» эпиграфы наличествуют перед каждой из 12 музыкальных частей. Позднее к пьесе «Святки» автор добавил подзаголовок «Вальс», а к пьесе «Жатва» — «Скерцо».

В течение всего 1876 года каждый месяц, кроме сентября, «Нувеллист» публиковал по одной пьесе цикла с эпиграфом. В сентябре вследствие политических событий в журнале было помещено произведение другого автора. Но в этом же номере издатель пообещал своим подписчикам, что в завершение года они получат целый альбом, состоящий из двенадцати пьес П. И. Чайковского, как приятный бонус. И действительно, полный цикл произведений увидел свет в конце 1876 года и сразу завоевал большую популярность у слушателей и исполнителей.

«Времена года» — это не просто музыка, рассказывающая о природе и погоде в разные периоды. Это не музыкальный календарь, а маленькая лирическая энциклопедия русской дворянской жизни 19 века. Это музыкальный дневник композитора, повествующий о том, что ему дорого и мило, что навевает приятные воспоминания о детстве и юности. В пьесах изображены  и бескрайние российские просторы, и сельская жизнь, и картинки петербургских белых ночей, и сцены из домашнего быта соотечественников Чайковского.

Альбом начинается пьесой, изображающей русские снежные просторы, а заканчивается меланхолическим описанием семейного вечера у домашнего очага. В музыке всех двенадцати шедевров слышны интонации человеческих голосов, народных песен, звон колоколов, гром народных гуляний, звуки птичьих трелей. Перед слушателем открывается полная картина основных событий жизни русского народа в течение целого календарного года.

Слушая гениальную музыку, каждый из нас погружается в ушедший век православной России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: