Краткая история создания «Ромео и Джульетта»

Краткая история создания «Ромео и Джульетта»

История создания

Время – синоним беспощадного уничтожения, беспристрастного и равнодушного. Оно вычёркивает и людей ничем непримечательных, и гениев. И через много веков исследователи, поднимая старые документы и роясь в архивах, восстанавливают историю прошлых лет и пытаются с достоверностью выяснить, существовал ли какой-то человек в действительности.

Даже Шекспир — национальный поэт Англии и писатель, чьи пьесы ставятся чаще всего в мире, — не избежал этой участи. Исторических свидетельств о его жизни почти не сохранилось, что вызывает множество вопросов и служит благодатной почвой для фантастических теорий. Его ли перу принадлежат знаменитые произведения? Не писала ли под эти псевдонимом группа объединившихся писателей?

Несмотря на бурные споры в научном обществе, для всего мира Шекспир остаётся символом творчества, но превращение его в незыблемый памятник поэзии имеет и отрицательные стороны. Шекспировские драмы с лёгкостью затрагивают души зрителей и читателей и находят отклик у широкой публики, как и несколько веков назад, — его пьесы не устаревают. Но представлять Шекспира в виде монумента прописным истинам или занудного учителя, что из раза в раз пересказывает красивые истории о любви, смерти и чести, — большая ошибка, которая лишает его персонажей многогранности, а их поступки — внезапности.

Созданные им миры невозможно утрамбовать в определённые границы — с помощью научных методов можно разделить его произведения на слова, проанализировать каждое, препарировать смысл и на выходе получить сухое подведение итогов, которое не привнесёт в понимание бессмертных произведений ничего нового. Не стоит говорить о Шекспире как о недосягаемом творце, сравнимом с мифическим Орфеем, — слепое поклонение уничтожает связь с его современниками, которые помогали ему писать и править пьесы, и с литераторами следующих поколений, которые перерабатывали его творчество и вдохновлялись им.

И трагедия «Ромео и Джульетта» — наглядное доказательство крепких творческих уз Шекспира с другими писателями и того, как он откликался на поднимаемые ими темы, интерпретируя и преподнося по-своему. Датой создания пьесы обычно называют тысяча пятьсот девяносто пятый год, но достоверных данных, доказывающих предположение, не было найдено. Точно известно только то, что первая публикация вышла в свет в тысяча пятьсот девяносто седьмом году.

Её сюжет не был оригинальным — фундаментом для него стала поэма Артура Брука «Трагическая история Ромеуса и Джульетты», основу которой он в свою очередь позаимствовал из новеллы Маттео Банделло. Многие персонажи — Тебальдо, Маркуччо, монах Лоренцо — присутствовали в этих произведениях, но характеры их были более полно раскрыты Шекспиром. Сюжет о Ромео и Джульетте обрёл известность в европейской литературе — каждый писатель расставлял свои акценты и вырисовывал события в присущей ему манере, но концепция трагичной любви, обрывающейся из-за смерти влюблённых, почти никогда не изменялась.

Литературная уникальность получила ценность не столь давно, в шестнадцатом же веке к новизне относились с подозрением и ценили искусство обработки. Зрителям не досаждали повторы и сюжеты, в пятый раз пересказанные на новый лад, напротив, это доставляло удовольствие — угадать отсылку, испытать свои знания.

Трагедия Шекспира открывается прологом, который фактически является кратким содержанием, — к его окончанию становится очевидным, чем закончится дело, и в дальнейшем сюжетная линия неумолимо стремится к несчастливой развязке. Действо ещё не началось, а главные герои умерли, олицетворяя собой жестокий рок и собственную печальную судьбу, — всё это выглядит словно краткая сводка криминальных новостей, подчёркивающая неизбежность гибели и бесплодность стараний её отсрочить. Не проскальзывает назидательных ноток, нет ни намёка на нравоучения. Шекспир перерабатывает конструкцию трагического сюжета, но не вносит радикальных изменений в канву первоисточника.

Интересно, что долго бытовало мнение, будто в «Ромео и Джульетте» изображена прекрасная первая любовь, очаровательная в своей искренности и обречённая на грустный конец лишь из-за враждующих родителей влюблённых, но на самом деле в те времена, несмотря на очень ранние помолвки, молодые люди женились ближе к двадцати годам, и точно указанный возраст Джульетты подчёркивает излишнюю стремительность событий, их явную поспешность и юность влюблённых.

Трагедия Шекспира — лучшая интерпретация популярной в шестнадцатом веке истории о роковой любви двух обречённых сердец. Настоящее золото поэзии, драгоценность, которая не канет в Лету, а продолжит перекликаться со следующими эпохами, сохраняя актуальность и продолжая очаровывать читателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: