О чем фильм «Семнадцать мгновений весны»

О чем фильм «Семнадцать мгновений весны»

Смысл фильма

В августе 1973 года весь народ огромного Советского Союза в течение двенадцати дней не отрывался от экранов своих черно-белых телевизоров. Показывали телефильм, впоследствии получивший статус культового. Это был шедевр режиссера Татьяны Лиозновой под названием «Семнадцать мгновений весны». Основой для сюжета киноэпопеи стал одноименный роман Юлиана Семенова. В телекартине было идеально все: от гениального сюжета до восхитительно тонкой игры великих артистов.

Повествование о советском разведчике, внедренном в высшие эшелоны власти Третьего рейха, должна была появиться на экранах к празднованию Дня Победы. Но по политическим соображениям премьеру отложили до августа.

Кинодрама о последних месяцах второй мировой войны никого не оставила равнодушным. Во время ее демонстрации снижалась преступность, сокращалось потребление воды и электроэнергии. Все, начиная от законопослушных граждан и до правонарушителей, прилипали к экранам своих телеприемников. Фильм настолько захватил зрителей, что они не давали покоя телевизионщикам письмами и звонками. Повторный показ состоялся уже буквально через 3 месяца. Это случилось впервые в истории мирового телевидения.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ФИЛЬМА

Почему картина носит такое название? О каких семнадцати мгновениях идет речь, ведь в фильме только 12 серий?

События фильма охватывают ровно 17 дней деятельности советского разведчика-нелегала Отто фон Штирлица в фашистской Германии перед самой ее капитуляцией. Это период с 12 февраля по 24 марта. Об этом сообщает голос Е. Копеляна в самом начале сериала. А в финале картины зритель слышит песню под названием «17 мгновений апреля» в исполнении популярной в 40-х годах 20 века немецко-австрийской певицы Марики Рёкк.

СЮЖЕТ ФИЛЬМА

В канун Победы полковник Исаев, советский разведчик (он же штандартенфюрер Штирлиц), должен выполнить задание Центра в логове врага. Ему необходимо разрушить планы германского командования по ведению сепаратных переговоров с западными спецслужбами. У Штирлица были помощники — радисты Эрвин и Кэтрин Кин.

Деятельность Штирлица вызывает подозрения у германского командования. В отношении его проводится негласная проверка.

Берлин бомбят. В результате бомбежки разрушается дом, в котором жили супруги Кин. Эрвин погибает, а Кэтрин попадает в клинику. В результате перенесенных страданий у нее начинаются роды, во время которых она бессознательно начинает кричать по-русски. Кэтрин попадает в руки СС.

Штирлиц остается без связи. Он выясняет, что тайные переговоры немецкого командования с западными спецслужбами действительно ведутся. Для передачи сведений в Ставку Верховного Главнокомандующего о ходе переговоров Штирлиц использует двух немецких антифашистов – пастора Шлага и профессора Плейшнера. Пастор успешно переправляется в Швейцарию. Профессор же попадает в гестаповскую ловушку и совершает самоубийство.

Для достижения цели срыва переговоров Штирлиц использует ловкий психологический прием. Он пытается поссорить представителей высшей германской власти.

Начальник гестапо Мюллер подозревает, что Штирлиц – это советский резидент, он находит улики против разведчика. Но Мюллер настолько хитер, что решает не трогать Штирлица. Он понимает, что немецкую армию явно ждет поражение, и ему нужно думать о послевоенном будущем. Ведь в дальнейшем Штирлиц как раз может пригодиться.

Теперь Штирлиц должен спасти радистку Кэт с ее новорожденным малышом. Он лично допрашивает ее и организует побег. Затем ее переправляют в Швейцарию, а затем в Париж.

Переговоры высшего немецкого командования с Западом удается сорвать. С помощью пастора Шлага Штирлиц восстанавливает связь со Ставкой. В Кремле принимают решение присвоить полковнику Исаеву М. М. звание Героя Советского Союза.

Штирлиц прекрасно понимает, что возвратившись в Берлин, он может обречь себя на верную гибель. Но, несмотря на это, 24 марта 1945 года он направляется обратно для продолжения работы в центральном аппарате СД.

СМЫСЛ ФИЛЬМА

Роман Ю. Семенова и фильм Т. Лиозновой очень ярко показали последние дни существования Третьего Рейха. Вся элита государства, созданного Гитлером, думает только об одном – как спасти собственные шкуры.

Они готовы пойти на все: предать и продать своего фюрера, уничтожить его, объединиться с западными странами, чтобы продолжить войну с Россией. В этом серпентарии, именуемом Третий Рейх, все борются за выживание. Любые способы при этом хороши. Каждый плетет интриги, ненавидит других, создает коалиции по принципу «все против всех». Так, собственно, происходит любая предсмертная агония.

Смысл фильма в том, что он показывает агонию Рейха как нечто отвратительное и мерзостное. То, что когда-то преподносилось миру как нечто величественное, оказалось мыльным пузырем.

ЗНАЧЕНИЕ ФИЛЬМА

Огромное значение имела картина «17 мгновений весны» в плане патриотического воспитания. Рассказав о самоотверженной борьбе советских разведчиков, авторы телеэпопеи показали, что Победа ковалась не только на фронтах, но и во вражеском тылу. Телефильм «17 мгновений весны» высоко оценило советское руководство. Ровно через 3 года после выхода картины ее удостоили Госпремии РСФСР, а в 1978 году премии Комитета Государственной Безопасности СССР.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: