О чем песня Сплин — Романс

О чем песня Сплин — Романс

Смысл песен

Песни группы «Сплин» поклонники обожают явно не из-за дребезжащего голоска фронтмена Александра Васильева. В них сильно другое – потрясающие тексты и музыка. Самой загадочной песней группы многие считают «Романс». О чем же она?

«Романс» – это песня из альбома, который называется «Реверсивная Хроника Событий». Она исполняется и задумана как акустическая баллада, в которой гитарный мотив поддержан флейтой. Это делает «Романс» необычайно лиричным, берущим за душу произведением, погружающим в бездну чувств и смыслов. Недаром она включена в саундтрек фильма «Живой». Также был снят клип к песне, больше похожий на короткометражное кино, и в нем есть свое собственное содержание. Но мы знаем, что сюжет клипа может не совпадать с сюжетом песни – главное передать настроение.

Автор песни Александр Васильев вспоминал, что писал ее на корабле, во время качки и вложил именно этот ритм, эти ощущения. То есть, песня и страшная, и безысходная и грустная до предела. Главное, что мы понимаем – это депрессивная песня, описывающее состояние крайней, безысходной тоски, выхода из которой герой не видит.

Но что же стало ее причиной? Толкователи чего только не видели в тексте – и сталинских репрессий (пистолет и черный кабинет), и оплакивания жертв теракта в метро (метро тоже упоминается), и военных воспоминаний (на площади полки).

Однако с полков и начнем… Есть в библейской Песни Песней строки, описывающие женскую красоту, ее власть над душой мужчины: грозна, как полки под знаменами. Вот о каких полках, «выводя» их на площадь, поет Васильев. И мы совершенно точно может говорить о том, что главное содержание песни, ее основное переживание – любовное. Это песня о несчастной любви, о том, как она умирает, зайдя в тупик, как разрыв становится неизбежным.

Все эти метафоры – черный кабинет, пистолет – лишь подчеркивают ужас влюбленного перед грядущим разрывом, сравнимый с ужасом осужденного, обреченного на смерть. Смерть любви мы переживаем почти как конец собственного существования. Очевидно, влюбленным предстоит последний разговор. Все решит телефонный звонок, из-за которого время в песне замерло, загустело и превратилось в кромешный мрак. Так тихо, что слышно движение поездов в подземке. Напряжение нарастает.

Герой уже предчувствует, уже знает, что звонка или не будет совсем, или это будет смертный приговор любви. И звук телефона раздастся как выстрел в ночи, как исполнение приговора. Очевидно, он сидел так давно, не заметив, как наступили сумерки, не замечая вокруг себя ничего – вот почему не горит лампа и «врут календари». То есть, время остановилось.

Влюбленный с горечью вспоминает прежние обещания – «мы будем счастливы теперь и навсегда». Они тоже превращаются в приговор. Мы все знаем, как в минуты крушения любви, терзаем себя воспоминанием о прежнем счастье, о нежных словах и обещаниях. И то, что тогда было блаженством, оборачивается вероломством. Как человек, говоривший и обещавший такое, может теперь вырывать сердце из вашей груди? Может. Он станет вашим палачом. Такова любовь…

Это не просто романс, а романс жестокий. Но Васильев убрал слово «жестокий», сделав песню еще метафоричнее, а содержание его не таким очевидным и не таким сентиментальным. Смерть любви в песне «Романс» приравнивается к смертному приговору и к смерти человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: