Объяснение смысла фильма «Королевская игра»

Объяснение смысла фильма «Королевская игра»

Смысл фильма

Фильм «Королевская игра» (2021) – достаточно вольное обращение Филиппа Штёльцля с литературным первоисточником – «Шахматной новеллой», написанной Стефаном Цвейгом в 1942 году. Отход от классической экранизации связан с попыткой отразить в киноверсии надрыв и автобиографичность последнего произведения австрийского писателя, а также с желанием придать трагедии экзистенциальный характер и жутковатую актуальность. Жанрово «Королевская игра» представляет собой вневременной триллер об интеллигенте, выпавшем из привычного мира и не принявшем новую реальность. Главный герой попадает в предельно деструктивные обстоятельства, которые полностью уничтожают его – как морально, так и физически. Фильм многослойный по смыслу, жесткий и сентиментальный по сути, а по содержанию – это трагическая история распада человеческой психики.

Коротко кино можно назвать драмой 1938 года «про вальс и свастику» – о беспечно танцующей на балах венской аристократии (в лице респектабельного нотариуса Йозефа Бартока) и оккупировавших Австрию нацистах (чьи нравы и методы демонстрирует следователь гестапо Франц-Йозеф Бем). А еще – о шахматах, которые могут обладать спасительной и одновременно разрушительной силой. Эту «игру скучающих пруссаков» Барток всегда недолюбливал, предпочитая чтение книг, хорошую музыку, секс с красавицей-женой Анной и блестящие балы в городской ратуше. Но по ходу сюжета главный герой меняет свое мнение: в фашистском плену игра превращается для него в средство борьбы с интеллектуальной пустотой и психологическими пытками. Шахматы становятся и болезнью, и лекарством, спасением от одиночества и наваждением. Смысл фильма заключается в том, что в виде шахматной доски зрителю представлен человеческий разум. Битва происходит не столько между белыми и черными фигурами гроссмейстеров, сколько между рассудком и безумием человека.

Сюжетная канва картины построена на двух временных пластах:

Партия, которую «шахматный гений» Йозеф Барток играет с «отсталым» чемпионом мира Мирко Чентовичем на корабле, увозящем эмигрантов через Атлантический океан в Америку. Допросы в гестапо и страшное время, проведенное в одиночном заключении в номере фешенебельного отеля «Метрополь», куда венский нотариус был заключен за отказ сотрудничать с нацистами.

Сценаристы нарушают концепцию хронотопа и намеренно переплетают временные потоки. Сны и видения главного героя перепутаны с явью, чтобы воссоздать мучительную потерю им рассудка. Лишь к финалу зритель понимает, что бегство от гитлеровского режима Бартоку удалось – но не на край света, а в собственную голову. Освобождение из плена, посадка на корабль и шахматная суперпартия были лишь плодом воображения главного героя, его новым способом ухода от реальности. На самом деле он спустился из всеобщего рая довоенной европейской жизни в персональный ад сумасшествия.

В фильме важно то, что венский нотариус аполитичен и нужен нацистам лишь затем, чтобы заполучить деньги со счетов его состоятельных клиентов. Но Барток не может отступить от профессиональных принципов и потерять достоинство – он молчит. Пытка изоляцией заканчивается для главного героя трагически, хотя он всячески борется с тяготами заточения: пытается выдрессировать муху, заучивает наизусть единственную книгу, а потом находит способ интеллектуально себя поддержать. Йозеф погружается в мир шахмат: проигрывает в уме различные партии из сборника, который ему удалось украсть у охранника во время очередного допроса.

Но это не помогает. От одиночества и тревоги Барток сходит с ума. Информационная, коммуникативная, эмоциональная депривация превращает уравновешенного представителя светской знати и франтоватого бонвивана в сломленного многомесячным заточением и деморализованного полумертвеца. Только это становится окончательно понятно зрителю лишь в финале, когда на экране показывают белые коридоры психиатрической клиники. Мы видим главного героя одновременно в двух инкарнациях: узника гестапо, пытающегося вырваться из тисков безумия и полоумного трясущегося шахматного гения-самоучку, которому удалось свести вничью партию с чемпионом мира.

Трагедия главного героя демонстрирует несостоятельность идеалиста, попавшего в жернова истории и не сумевшего принять новую реальность. Главным в сюжете фильма является тема распада человеческого сознания под натиском расчеловеченной материи тоталитаризма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: