Очень краткое содержание повести Пушкина — Станционный смотритель

Очень краткое содержание повести Пушкина — Станционный смотритель

Краткое содержание

«Станционный смотритель» — одна из «Повестей Белкина», написанных Пушкиным в 1830 году. Это небольшое по объему произведение рассказывает о судьбе ничем не примечательного человека, обыкновенного станционного смотрителя, а также его дочери.

Перегонные станции российской империи – место, где путник может отдохнуть и сменить лошадей. Но порой проезжающих так много, а свежей лошади нет, нужно ждать, пока прибудет смена. Вот тут у путешествующих сдают нервы, а всю злость, все раздражение они срывают на станционном смотрителе. Иногда дело доходит не только до крика, но и до рукоприкладства. А что бедный чиновник может противопоставить проезжающему военному или знатному человеку?

Но само повествование ведется не от лица станционного смотрителя, а от лица пожилого рассказчика, бывалого человека. В мае 1816 года довелось ему проезжать через некую губернию, название которой в повести опущено. Попав под проливной дождь, он прерывает свой путь и останавливается на станции, чтобы подсушить одежду, испить горячего чая.

Тут он встречает станционного смотрителя Самсона Вырина, который приветливо с ним обходится, потому что люди этой должности, как замечает автор, по обыкновению добродушны и услужливы. Но поражает гостя не сам смотритель, человек лет пятидесяти с ничем не примечательной внешностью, а его молоденькая дочь Дуняша, девушка необыкновенной красоты. Авдотья Вырина – гордость и надежда своего отца. Он рассказывает, что не раз ему доводилось уклоняться от карающей руки и гнева проезжающих, стоило лишь показаться Дуниному пригожему личику. Тут же остывал гнев путешественника, пораженного девичьей прелестью, ярость сменялась милостью.

Пока Самсон Вырин рассказывал все это гостю и поил его чаем, тот внимательно разглядывал скромное убранство комнаты, в которой заметил картинки с историей блудного сына, висящие по стенам. Перед отъездом гость целует Дуняшу с ее позволения.

Рассказчик проезжает через ту же станцию через несколько лет и поражается тому, как здесь все изменилось. Домик стал неуютным, запущенным, а самой Дуни и след простыл. Убитый горем отец, выпив пару кружек пунша, рассказывает гостю о своей беде – Дуню увез проезжий гусар. Он заезжал сюда три года назад, сильно гневался от того, что нет лошадей, занес было нагайку над головой смотрителя, но тут показалась Дуня, и ротмистр замер, пораженный красотой девушки. Затем он сказался больным и остался в избушке на пару дней. Выздоровев к воскресенью и засобиравшись в дорогу, гусар предложил подбросить Дуню до церкви, та согласилась.

Вырин довольно скоро заподозрил неладное и сам отправился к церкви, но там сказали, что Дуня к обедне не приходила, а ямщик, вернувшийся с бричкой, рассказал, что дочь смотрителя уехала с гусаром дальше, до следующей станции. Вот с тех пор отец больше не видал своей дочери – завез ее гусар.

Тут Вырин понял, что болезнь путешествующего было ложной, что он с самого начала замыслил увезти барышню, обхитрив ее отца. Сам Вырин после такого действительно свалился с горячкой и долго не мог прийти в себя. Он с ужасом представляет картины будущих или, кто знает, настоящих бедствий любимой дочери, видит ее обманутой, нищей, покинутой и больной. Едва оправившись, смотритель отправляется искать свою Дуню, пешком идет до самого Петербурга, поскольку в дорожном документе ротмистра Минского именно этот город был указан как конечный пункт. Вырин находит Минского и умоляет вернуть ему обесчещенную дочь, приговаривая, что тому нужно лишь развлечений, а бедная девушка погибнет. Тот категорически отказывается делать это, уверяя, что Дуня будет счастлива, отцу ее нечего бояться. Он просит прощения у оскорбленного отца, но твердо выставляет его вон, сунув в руки несколько ассигнаций.

Плачущий Вырин выбрасывает деньги, он остается в Петербурге и следит за ротмистром. У кучера выведывает, где тот живет и отправляется по адресу. Зайдя в комнаты, смотритель видит свою дочь, роскошно одетую, похожую на настоящую даму. Она сидит рядом с Минским и смотрит на него с любовью. Но затем, увидев отца, падает в обморок. Разгневанный гусар выставляет его, схватив за ворот вышвыривает на лестницу. Так и уезжает Самсон Вырин назад, ничего н добившись. На прежнем месте он медленно угасает, с ужасом думая о несчастной судьбе дочери, которая, по его мнению, будет ничуть не лучше судьбы других молоденьких дур.

И в третий раз рассказчик возвращается в скромный домик станционного смотрителя, который правда, больше не принадлежит Вырину. Теперь здесь живет пивовар с семьей. Он-то и рассказывает проезжему, что Самсон Вырин окончательно спился и помер – примерно год назад. Тогда рассказчик решил сходить на местное кладбище, к могиле смотрителя. Сын пивовара взялся его проводить, а по дороге рассказал кое-что очень интересное. Оказывается, сюда же, на кладбище, к скромному кресту станционного смотрителя год назад приезжала роскошная дама из Петербурга. С ней были трое детей. Мальчик называет ее прекрасной барыней с тремя барчатами. Дескать, приезжала, ходила на могилу, «легла здесь и лежала долго».

Смысл финала повести Станционный смотритель

Удивительные «Повести Белкина», великолепная, жемчужная проза Пушкина, стали настоящим переворотом в русской литературе. Все сюжеты, которые мы видим в этих повестях, к тому времени были расхожими, если не затасканными. Обычно их использовали морализаторы-сентименталисты, чтобы живописать тождество добродетели, гибельность греха и зловредность порока. Сюжет с бедной красавицей, которую обманывает богатый хлыщ, был едва ли не самым распространенным. В такого рода сюжетах – тут можно вспомнить «Бедную Лизу» Карамзина – красавица действительно оставалась дурой и на сносях. Богатый хлыщ растлевал ее, а потом покидал. Бедняжка или умирала от бедности, или кончала с собой или, что тоже частенько бывало, гибла на стезе порока. Недаром в самом начале повести мы видим картинки с притчей о Блудном сыне. Они намекают именно на такой порядок событий. По всем канонам сентиментализма гусар должен был бросить бедную Дуню, а она, униженная и обесчещенная, вернуться к своему отцу, умоляя о прощении. Смотритель тоже предполагал, что дело закончится именно так. Однако Пушкин, как великий реалист, противник сентименталистского уныния и романтической плаксивости, совершенно иначе поворачивает события. В его повести гусар действительно полюбил Дуню и сделал ее счастливой. Из бедной дочери станционного смотрителя она стала богатой дамой. Все-таки, Пушкин – величайший оптимист русской литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: