Смысл фильма
События разворачиваются в сюрреалистическом «вольном городе». Сотни лет здесь правит Дракон ‒ звероящер в человеческом облике: военная шинель, несуразная каска, изуродованное лицо. Три головы кровожадной рептилии символизируют контролирующие силы тоталитарного милитаризированного государства ‒ армия/ тайна полиция/ бюрократия. Горожане привыкли к злодеяниям тирана: терпят несправедливость и унижения, каждый год отдают ему в жёны самую красивую девственницу. Народ всем доволен, это доказывает история с учёным Фридрихсеном и его семьёй.
Но вот появляется герой ‒ странствующий «рыцарь без страха и упрёка» Ланцелот. Он готов к борьбе с диктатором и открыто вызывает его на поединок. Однако этому никто не рад. Дракона все ненавидят, и в то же время готовы работать на систему ‒ добровольно, искренне. «Лучшие люди города» во главе с бургомистром уговаривают героя не нарушать привычного уклада, требуют покинуть страну. Ланцелот не понимает, что идти на смерть ради свободы людей, которым она не нужна, не стоит.
Но он непреклонен в своем решении, и в итоге побеждает Дракона. Ланцелот удаляется, оставив освобождённых от диктатуры людей «быть свободными». Однако в фильме вместо оптимистичного финала ‒ полная безысходности картина. Ничего не меняется. В городе воцаряется хаос: погромы, грабежи, разбой. Пользуясь неразберихой новым правителем становится бургомистр, бывшая «правая рука» Дракона.
Выводы очевидны:
Свергнешь одного диктатора ‒ ему на смену придёт другой, с новыми головами, в ином обличии. Что толку сражаться за свободу тех, кто не способен ею правильно распорядиться. Дракон не во внешнем мире, а в головах людей.
Убить дракона ‒ означает не уничтожить его, а справиться с драконами внутри себя.
У кинофильма иной смысл
Пьеса Е. Шварца написана в 1944 году. Экранизация сделана режиссёром М. Захаровым в 1988-м. Фильм близок к драматургической первооснове как по замыслу, так и по развитию сюжета. Но в целом сказка-притча о герое и тиране превратилась в сатирический памфлет и приобрела иной смысл.
В фантасмагорическую оболочку повествования заключены глубокие политические и социальные драмы российского общества 1930-1980 годов. Везде ‒ скрытые аллегории:
Трёхглавая рептилия ‒ это триумвират времён Второй мировой войны: Германия, Италия, Япония. Преподнесённая в подарок многоликому тирану курительная трубка ‒ намёк на культ личности Сталина. Аналогия с брежневскими временами ‒ в раздаче наград в виде бряцающих орденов. Мрачная и зловещая обстановка в городе ‒ преддверие перестройки и «лихих» 1990-х.
В фильме «Убить дракона» ‒ глубокий подтекст, развитие тем диктаторства, рабской психологии, двуличности гражданской позиции.
В экранизации изменена концовка
В основу сюжета положена древняя восточная легенда. В ней говорится, что освободить жителей деревни, которую терроризирует дракон, способен только юноша с отважным сердцем и чистыми помыслами. Но убивший его сам становится драконом.
Развитие темы превращения победителя в тирана:
По сценарию пьесы Ланцелот, понимая, что дарованная жителям города свобода им ни к чему, обращается за помощью к своим единомышленникам. Он объясняет им, что предстоит совместная кропотливая и тонкая («хуже вышивания») работа с тем, чтобы научить каждого победить дракона в своей голове. В фильме Ланцелот другой. Через год он возвращается в погруженный во мрак и репрессии город для того, чтобы победить дракона в каждом из его жителей. Герой настолько одержим идеей уничтожения дракона в людях, что даже разучился улыбаться. Но не поселился ли Дракон уже в нём самом? Ведь он презирает и ругает горожан за неспособность думать и решать, хочет силой заставить их быть свободными.
Сценарист и режиссёр-постановщик фильма кардинально меняют финал истории, написанной драматургом.
К Ланцелоту приходит понимание того, что его пламенные призывы к народу тщетны. Текущее поколение не перевоспитать в духе свободы, можно лишь взрастить новое. Его взоры обращаются к детям, которые на побережье запускают воздушного змея. Но что он видит? Рядом с ними ‒ зловещая и лицемерная тёмная фигура. Это Дракон. Злодей с экрана заявляет зрителю, что ещё не конец ‒ «самое интересное только начинается».
Смысл картины таков:
Легче в одиночку победить звероящера о трёх головах, чем изгнать его из человеческих сердец. Свобода от диктата не имеет смысла, если дракон поселился в умах людей.
По сути авторы с помощью гротеска и эксцентрики интерпретируют две философские сентенции: «свобода есть осознанная необходимость» и «нельзя осчастливить человека против его воли».
Для современного зрителя актуальность киноленты «Убить дракона» ещё и в том, что она наводит на размышления о будущем любого общественно-политического строя. Что станет с детьми, если воспитывать их «драконовскими» методами? Как взрастить подрастающее поколение, чтобы впоследствии не пришлось убивать драконов, пригревшихся в открытых детских душах?
В одном из эпизодов мы видим ребятишек, играющих с малюсенькими дракончиками.