Смысл фильма Черный лебедь

Смысл фильма Черный лебедь

Смысл фильма

Сюжет фильма Даррена Аронофски «Черный лебедь» (2010) строится вокруг нью-йоркской постановки балета «Лебединое озеро». Нина – молодая балерина, мечтающая о главной роли. Она талантливая, но весьма инфантильная особа. В свои 28 лет Нина до сих пор живет с матерью, которая окружила ее гиперопекой. Мать Нины – балерина, оставившая карьеру после рождения ребенка. Она полностью подчинила себе дочь. Нина просыпается в розовой комнате, среди мягких игрушек; мать кормит и одевает её. Жизнь главной героини словно заперта в золотой клетке, и уже на этом этапе прослеживается параллель с птицей. У Нины нет друзей, увлечений и сексуальных связей. Она гадкий утенок, который однажды превратится в лебедя. Но сейчас всё, что составляет смысл её существования – это мать и балет.

Режиссер-хореограф Тома идет на риск, предлагая Нине главную роль. Он считает Нину талантливой, но недостаточно раскованной и страстной, чтобы сыграть Одилию – чёрного лебедя. Вместе с тем, девушка идеально подходит на роль Одетты – светлой стороны личности главного персонажа. В попытках раскрепостить Нину, Тома просит её заняться мастурбацией, но у главной героини проблемы с сексуальностью. Она видит образ матери и зловещие галлюцинации. Тома злится, а Нина медленно погружается в состояние психического расстройства. Физическое истощение, огромная ответственность, которую она возложила на себя при подготовке к выступлению, а также проблемы с матерью, психологически ломают главную героиню.

Смысл фильма Черный лебедь

Для того, чтобы понять в чем смысл фильма «Черный лебедь», нужно повнимательней присмотреться к образу ещё одной главной героини – Лили, которая загадочным образом связана с Тома и самой Ниной. Лили – бывшая танцовщица. Она завязывает дружбу с главной героиней, ведёт её в ночной клуб и доводит до состояния эйфории, подмешав в алкоголь экстази. Нина уверена, что после вечеринки провела ночь с Лили, но это не так. На утренней репетиции Лили удивлена поведением Нины. Тревожность главной героини начинает нарастать, её мучают зрительные галлюцинации, она приходит в больницу, чтобы поговорить с бывшей примой труппы, а уходит оттуда с окровавленными руками и пилочкой, которой прима, якобы проткнула себе лицо. Нину постоянно преследуют кошмары и ощущение того, что Лили хочет занять её место в постановке. Её мучают противоречивые чувства: с одной стороны Нина хочет быть похожей на Лили, с другой стороны она хочет убить её.

Лейтмотивом в фильме становится преображение Нины в Черного лебедя. С удивительной метафоричностью Даррен Аронофски изображает трансформацию внутреннего мира главной героини. Образ Нины развивается на протяжении всего фильма. Из наивной трудолюбивой девочки она превращается в жестокую, одержимую темной страстью Одилию. Визуальный ряд полон эффектов, которые захватывают воображение зрителя: кожная сыпь, весь фильм одолевавшая балерину, превращается в гусиную кожу; у Нины вырастают перепонки, прорезаются черные крылья.

Есть мнение, что смысл фильма «Черный лебедь» в том, что главная героиня проходит все этапы взросления женщины: от невинности до полной сексуальной раскрепощенности. И финальные слова умирающей Нины о том, что она достигла совершенства, на самом деле слова об оргазме. Но если оставить в покое фрейдизм и вспомнить, что Аронофски глубоко символичен, то мы поймем, что эта картина не просто о взрослении девушки.

Образ Лили явно связан с древним образом Лилит – первой жены Адама, ставшей впоследствии демоном. Также персонаж Милы Кунис воплощает темную сторону лебедя – Одилии и самой Нины. Неслучайно во многих сценах зритель не понимает, действительно ли Нина видит Лили или это плод её больной фантазии. Перед нами разыгрывается самая настоящая психологическая драма. В душе главной героини, как и в спектакле, идет борьба двух начал: добра и зла, света и тьмы. Финальная сцена – это победа и внутреннее освобождение. Убивая Лили, Нина убивает себя. Потому что ни одна душа не состоит целиком из света или тьмы: в каждой Одетте прячется Одилия.

В финале происходит полное превращение Нины в черного лебедя. Для убийства Лили она выбирает осколок зеркала и это тоже очень символично. Потому что на протяжении всего фильма главная героиня видит свою темную сущность, своё второе Я именно в зеркалах. Таким образом, в финале Нина пытается освободиться от своей природы, оказаться от части себя, совершив убийство, но в итоге, танцуя финал, замечает кровоточащую рану на своём белом одеянии.

Успех фильма «Черный лебедь» во многом обоснован его многоплановостью. Он похож на хороший слоеный торт. Безграничный талант режиссера позволил создать шедевр, в котором визуальный ряд можно трактовать абсолютно по-разному и ни одна деталь при этом не выйдет за рамки контекста. Так любители психологии расскажут вам о нарциссическом расстройстве матери Нины, и о том, кто был главный режиссером в жизни героини. Специалисты в области медицины до сих пор ведут горячие споры: шизофрения или психоз. Люди, чья профессия связана с творчеством, увидят в этом фильме проблемы воспитания талантливого ребенка в условиях жесткой дрессуры и последствия творческого перфекционизма; многие без сомнений узнают в образе Нины себя. Кому-то кажется, что Нина как Икар сгорела в своем порыве к первенству, и фильм заканчивается смертью героини. Кому-то, что она умерла на пике славы в состоянии полного блаженства. А есть и те, кто лишь посмеется над этими версиями, потому что Нина в финале вовсе и не умирала. Вот такой он неоднозначный, этот Даррен Аранофски!

Напишите в комментариях свой смысл фильма Черный лебедь. Мы с нетерпением будем ждать!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: