Смысл фильма «Дау. Наташа» Ильи Хржановского

Смысл фильма «Дау. Наташа» Ильи Хржановского

Смысл фильма

«Дау. Наташа» — это один из наиболее обсуждаемых и скандальных фильмов Берлинского фестиваля 2020 года. Он является частью огромного цикла режиссера Ильи Хржановского, который впервые показал свое творение в Париже. Все 700 часов хронометража были разбросаны по разным частям выставки и демонстрировались зрителям в случайном порядке. Среди этих многочисленных фильмов также была часть «Дау. Наташа».

В картине нет сценария, и во всех частях фильма участвуют непрофессиональные актеры. В некотором роде весь проект «Дау» — это социальный эксперимент, в рамках которого представители разных профессий живут и работают представителями своих же профессий в реконструкции советского быта. С определенной точки зрения, «Дау» можно даже назвать документальным фильмом, который воплощает в себе элементы игры.

О чем фильм «Дау. Наташа»

Обратимся к сюжету части «Дау. Наташа». Наташа и Оля работают буфетчицами в столовой института. Различные посетители заведения ведут разговоры за столом, а между ними бегают девушки, принося и убирая посуду. Оля и Наташа отдыхают после рабочего дня, разговаривают о любви и выпивают. Однажды в столовую заходит ученый из Франции, биофизик Люк Биже. Сопровождающая его компания решает устроить бурное застолье в честь удачно завершенного эксперимента. За столом все, включая буфетчиц, шутят, много пьют, пытаются понять друг друга на английском и французском, и, наконец, все заканчивается любовной сценой Люка и Наташи.

На следующий день все возвращается на свои места: девушка прислуживает в буфете, а ученый обедает, не подавая признаков того, что не так давно провел с девушкой страстную ночь. Продолжения сказки не будет, однако грядут катастрофические последствия. Наташу вызывают на допрос к местному руководителю КГБ Ажиппо. Он обвиняет бедную девушку в любовной связи с иностранцем и очень жестокими методами объясняет, как необходимо любить родину. Наташа подвергается сексуальному насилию со стороны мужчины: он заставляет ее раздеться и выполнять его унизительные приказы. В результате этой длинной пытки Наташа подписывает бумаги, которые ей дает Ажиппо, фактически соглашаясь шпионить в пользу советского государства. После этого, однако, девушка уходит не сразу и даже ведет диалог со своим насильником, сидя с ним за одним столом.

Эта часть огромной ленты «Дау» вызвала настоящий скандал, ведь согласно главному замыслу режиссера, все происходящее на экране должно быть реально. Это значит, никаких дублеров, подготовленных актеров и даже сценария (хотя изначально сценарий существовал за авторством писателя Владимира Сорокина, в результате все происходящее стало в большей мере импровизацией).

Основное возмущение зрителей и критиков вызвал факт неприкрытого, жестокого насилия, физического и сексуального, которому подверглась актриса. Особенный резонанс получила сцена изнасилования горлышком бутылки в сцене допроса. Противники «Дау» говорят не только о чрезмерно откровенных сценах насилия, но и самой бессмысленности такого эксперимента. Критики замечают, что смесь документального и игрового с включением элементов реального насилия – это далеко не новый прием в кинематографе, достаточно вспомнить ранние картины фон Триера.

Также нужно обратить внимание, что даже если откинуть факт жестокого метода съемочного процесса, сам сюжет этой картины сводится к достаточно тривиальной демонстрации борьбы «маленького человека» со смертоносной машиной диктатуры. Однако многие критики склоняются к мнению, что факт насилия вторичен, и гораздо более важны сама идея и характеры персонажей. Наташа остается живым и мыслящим существом, а не калькой драмы или метафорой к некоему глобальному образу. Она рассуждает о любви к разным людям (и не только к Люку, который, по канону жанра, должен был бы стать ее главной несбывшейся любовью) и даже находит в себе силы сесть за стол со своим мучителем, чтобы задать множество вопросов. Через персонаж Наташи можно реконструировать образ множества женщин Советского Союза: унижаемых, доводимых до истерики, но сумевших сохранить свое «я», даже находясь под давлением тоталитарной машины советской власти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: