Смысл фильма «Дом который построил Джек»

Смысл фильма «Дом который построил Джек»

Смысл фильма

Сюжет очередного достаточно скандального фильма, снятого признанным гением Ларсом фон Триером, вызвал сразу очень противоречивые чувства при просмотре. Картин о серийных убийцах и разных маньяках снято достаточно много. Но все равно каждый новый фильм открывает непознанные грани этого явления. Автор пытается подойти с новой стороны, пытается показать нераскрытые черты этих существ, понять философию их действий.

Содержание картины построено на воспоминаниях серийного убийцы по имени Джек, который промышлял довольно продолжительное время где-то в американском захолустье. Будучи инженером, но возомнив себя архитектором, он пытается спроектировать и построить себе дом. Но ему постоянно что-то мешает, что-то не нравится. Его уже «достали» постоянные переделки. И он все больше отдается более любимому и лучше получающемуся у него делу — убийству людей. Без всяких причин, зачастую спонтанно. Просто, потому, что у него это хорошо получается, потому что ему это нравится.

В фильме показаны только пять эпизодов убийств, совершенных за двенадцать лет. Он наслаждается этим процессом. И это только малая часть чудовищных свершений. Он наслаждается этим процессом. Но даже лишив жизни свою жертву, он продолжает упиваться властью над трупом. Считая себя чуть ли не художником, он с извращенным удовольствием делает из трупов чучела, фотографируется с ними, гранит их в специально снятой морозильной камере среди упаковок с пиццей. Со временем он стал терять границы, позволяя себе чуть ли не в открытую совершать преступления. Он демонстративно оставляет кровавые следы на дороге, позволяет своей жертве во весь голос звать на помощь. Он считает себя недосягаемым для полиции. Его это вдохновляет.

Но всему приходит конец. И у каждого он свой. В эпилоге, когда его почти настигает полиция, ему на помощь приходит хороший знакомый Вердж, с которым на протяжении всего повествования он ведет закадровый диалог. Он показал ему дорогу в Ад. И это был единственный для него путь. Ибо даже та иллюзия, которой он попробовал воспользоваться там, была для него несбыточной.

Смысл фильма «Дом который построил Джек»

Так в чем же тот смысл фильма «Дом который построил Джек», который решил раскрыть фон Триер? А он и в глубине действа, и на поверхности.

Пробуя представить себя архитектором, и не получая требуемого результата в постройке собственного дома, рядовой инженер Джек пробует себя в другой ипостаси. Там, где у него все прекрасно выходит — в убийствах людей. Постепенно он приходит к выводу, что творимое им, это тоже проявление своего рода совершенства. Себя же он называет мистер Изощренность. Убийство становится хобби.

Весь фильм с ним ведет диалог за кадром его знакомый Вердж. Он как бы вынуждает Джека делиться сведениями о себе, начиная с детства, когда заметил в себе определенные черты и наклонности — приносить боль, лишать жизни. В картине показано, как постепенно формируется портрет серийного убийцы. Но это на поверхности. А в глубине сюжета проявляются еще более ужасающая сущность этой личности. Он считает свои действия художеством.

Но в то же время, показывая этот садизм, режиссер делает это очень отталкивающе, страшно, жестоко. Человека убивать очень страшно.

Возвращаясь к диалогам Вердж с Джеком, по ходу просмотра картины становится понятным, что оппонент садиста — Виргилий из «Божественной комедии» — проводник Данте по кругам ада. И все их разговоры — это постепенный подход героя к закономерной развязке. Почему закономерной? Искусство, которое только убивает, уничтожает, ведёт своего автора прямо в ад, и никаких уступок за эстетизированность, изысканность ума.

Кульминацией фильма становятся заключительные пол час повествования. Заочный диалог героев перерастает в неожиданную встречу их в морозильной камере садиста. Джек пытается показать тот «дом», который он строил все эти годы. Это дом из трупов его жертв. Именно это он считает искусством архитектора Джека. И он этим гордится.

А что Вердж? Когда полиция почти настигает маньяка в его хранилище жертв, он приглашает его за собой, чтобы показать как и, чем награждают за подобные деяния. Он проводит его по всем кругам ада, при этом слушая его исповедь. Весь путь героев фон Триера — это аллегория на путь Данте и Вергилия по тем же местам. Только Данте сумел вернуться, а Джек — нет. Мост к выходу наверх разрушен. И никто из пытавшихся преодолеть этот барьер не сумел выжить. Осознавая себя чуть ли не мессией, Джек считает, что сумеет взять и эту преграду, перебравшись по отвесной стене, но … Отвечать за сотворенные поступки в своей жизни придется каждому. Но в разной мере. А уж Джеку! Поэтому фильм заканчивается весьма символично: падение в бездну преисподней под мелодию «Отправляйся в путь, Джек».

Так как фильмы фон Триера никогда не основываются на реализме, понимать этот кинофильм следует в разрезе его фильмов-размышлений, это приглашение к дикому путешествию в самое сердце тьмы, человечества вообще и человека в частности.

Удивительно и то, что режиссер хочет представить свою картину как комедию. Он делает на этом акцент, запуская веселый мотив песни Боуи. Даже сама улыбка главного героя располагает к одной мысли: если вам улыбается такой парень — хорошего не жди. А если приглядеться к самим жертвам — сразу бросается в глаза: их участь — быть жертвами на заклание.

Это кино, которое играет со зрителем и предлагает ему самому выбрать, о чем оно.

Напишите в комментариях свой смысл фильма Дом который построил Джек . Мы с нетерпением будем ждать!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: