Смысл фильма «Голос из камня»: мистика или драма

Смысл фильма «Голос из камня»: мистика или драма

Смысл фильма

Фильм «Голос из камня» снят в 2017 году режиссером-дебютантом из США Эриком Д. Хауэллом. Относится к жанру готической мистики. В таких произведениях важно погрузить зрителя в строго выверенную атмосферу иррационального и дать ему определенную долю недосказанного. У автора это получилось: живущий в камне дух, используемое в качестве филактерии человеческое тело и прочие пугающие «фишки». А еще ‒ применение техники сфумато и атмосферные съемки в итальянской Сиене, на вилле Чельса XVI века.

Фильм наполнен невероятными визуальными и смысловыми контрастами. По жанру это смесь романтической сказки с мистическим триллером, приправленная мрачной психоделичностью и легкой эротикой. По сути ‒ психологическая ретро-драма (время действия ‒ 1950-е годы). Сценариста Эндрю Шоу вдохновлял готический роман «Ребекка» Дафны Дюморье. Литературной основой стала одноименная книга Сильвио Раффо. Из нее в экранную адаптацию перекочевала главная «сказочная мысль»: камень как проводник желаний, страсти и любви в драматической истории главной героини.

Старинное поместье в Тоскане погрузилось во мрак после смерти его владелицы. Скорбящий вдовец, 40-летний скульптор Клаус, живет в окружении каменных изваяний любимой, поместил в особняке склеп с ее телом. Маленький сын Джейкоб за год не произнес ни слова. Он дал умирающей маме обещание, что заговорит лишь тогда, когда она к нему вернется. Такова отправная точка сюжета фильма «Голос из камня».

Главный персонаж ‒ Верена, социальный педагог и гувернантка проблемных детей. По приглашению Клауса молодая особа приезжает в его дом, чтобы помочь вернуть речь сыну. Благодаря молчанию Джейкоб сохраняет связь с умершей матерью: слышит ее голос, который доносится из каменных стен. Верена полна решимости вылечить ребенка, но не справляется с его упрямством. Покинуть замок ей мешают два обстоятельства. Она искренне привязалась к мальчику. Между ней и хозяином поместья возникло влечение, которое стало перерастать в пылкое чувство.

Верена очень одинока, рано осталась без родителей, ей хочется обрести дом, семью. Но полюбить ее такой, как она есть, мужчины не могут (ни маленький, ни большой). Память цепко держит обоих в своем плену. Смелая и жизнелюбивая девушка решает приблизить их, примерив на себя роль Мальвины. Скромная няня меняет облик: прочь старомодное пальто, серую униформу, тяжелые ботинки; на ней ‒ платья и украшения покойной. Она учится музицировать, приобретает манеры аристократки, уверенно ведет себя в замке.

Однако в этой серой каменной громадине есть некая пугающая и манящая зачарованность. Все обитатели живут исключительно воспоминаниями о прошлом. Но есть здесь что-то еще, более сильное и таинственное. Секрет фамильного поместья открывают потомственный дворецкий Алессио и престарелая прислуга Лилия. Мать Джейкоба – женщина инфернальная, даже после смерти она отказывается покинуть своего ребенка. Дух Мальвины ищет способ вернуться.

Верена не верит в реинкарнацию, но от испуга тоже начинает слышать голоса, видеть призраков. С одной стороны, она не готова сделать свое тело «сосудом жизни» для покойницы. С другой ‒ вживаясь в роль Мальвины, зашла уже слишком далеко. Физическое и психическое здоровье девушки подорвано, вслед за острым психозом начинается ее схождение в безумие.

Обескураживает неожиданный финал фильма. Идиллическая картина воссоединившегося семейства: мать с сыном, как в былые времена, играют вместе на фортепиано, а муж и отец умиленно слушает музыку. Зрители гадают, что же на самом деле произошло. Те, кто верит в мистические силы и загробную жизнь утверждают, что Мальвина вернулась, вселившись в тело Верены. Призрак исчез, камень перестал говорить. Сторонники практик духовного исцеления убеждены, что няня купировала клиническое состояние ребенка и помогла пережить горе его отцу. Она вытеснила Мальвину из их сердец, полностью приняв ее облик. А что при этом тронулась умом ‒ издержки профессии, так сказать.

Получается этакий философский диспут о том, как «любовь побеждает смерть». Но ускользает из виду авторский посыл, передающий суть фильма. Эти люди встретились не случайно, а для того, чтобы каждый из них смог «закрыть свой гештальт». Все получили желаемое. У заговорившего мальчика снова появилась любящая мама. Мужчина справился с горечью утраты и черпает вдохновение в новых чувствах. Девушка избавилась от терзающего ее одиночества и обрела ту человеческую среду, в которой нуждалась ‒ семью. Но как будет жить кардинально изменившаяся и полоумная Верена, приняв на себя роль другого человека и потеряв таким образом собственное лицо? Многое объясняет ее фраза: «Никто из нас не остался прежним».

«Голос из камня» ‒ глубокомысленная история, в которой внешне идеалистическое воссоединение, возрождение семьи контрастирует с тем, что есть на самом деле. После просмотра остается только поразмышлять на тему «Какой ценой завоевано счастье» и усомниться в справедливости известного высказывания «В бою все средства хороши». В целом фильм можно расценивать как метафору поиска выхода из одиночества и избавления от внутренней пустоты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: