Смысл фильма «Остров» Павла Лунгина

Смысл фильма «Остров» Павла Лунгина

Смысл фильма

Павел Лунгин – один из самых известных российских кинорежиссеров нашего времени. Среди его работ такие нашумевшие фильмы, как «Свадьба», «Олигарх», «Такси-блюз». Однако наибольшим хитом мастера стала картина «Остров», вышедшая на экраны страны в 2006 году.

Сюжет фильма

Завязка сюжета происходит во время войны. Гитлеровцы захватывают советскую угольную баржу в Северном море. На ней два человека – капитан Тихон и матрос-кочегар Анатолий.

Перед лицом смерти они ведут себя по-разному. Тихон спокойно смотрит в лицо врагам, а Анатолий просит у немцев пощады. Гитлеровцы обещают сохранить ему жизнь, если он застрелит своего товарища. После выстрела Тихон падает в воду, а баржу немцы взрывают вместе с матросом. Анатолию удается выжить – его едва живого подбирают монахи.

Раскаявшись в содеянном, он остается в монастыре, чтобы трудом и молитвой искупать свой грех. Он живет в котельной, выполняет самую тяжелую и грязную работу. После пережитого Анатолий получает дар целительства – пациенты едут к нему за помощью со всей страны. Для каждого он находит слово утешения. Анатолий – очень необычный монах, многие считают его юродивым. Он редко посещает службы, позволяет себя резкие слова по отношению к братии и отцу-настоятелю, постоянно нарушает дисциплину.

Однажды к Анатолию приезжает адмирал со своей одержимой дочерью – медицина не может помочь ей. Монах узнает в нем своего товарища Тихона, которому удалось спастись. Анатолий отвозит девушку на уединенный остров, где излечивает ее. После этого он просит прощения у своего бывшего товарища. Тихон рассказывает, как ему удалось выжить и говорит, что давно простил своего неудавшегося убийцу.

Смысл фильма

На самом деле, трудно найти двух людей, которые бы одинаково поняли и восприняли эту картину. «Остров» Лунгина – это история о преступлении, раскаянии и поиске прощения через веру и служение Господу. Главный герой даже через несколько десятилетий не может нормально жить из-за совершенного когда-то греха. Но это только один из смысловых пластов фильма.

В фильме показано несколько историй. Центральная – судьба отца Анатолия. Если сравнивать ее с житием традиционных святых, то она начинается не с мелодрамы, а, скорее, заканчивается ею. Начало его истории – настоящая трагедия или драма. Мелодраматический момент нарастает по мере развития сюжета, а апогея он достигает в момент появления в монастыре его бывшего товарища с дочерью.

Образ старца Анатолия – символ человека, проходящего сложную духовную эволюцию. От слабого человека, способного на предательство под давлением обстоятельств, к личности, которая своей верой исцеляет страждущих и может спасти себя самого.

Внутри центральной сюжетной линии зритель встречается с множеством мелких мелодрам. Это судьбы людей, которые приходят к старцу за советом или помощью.

Это история беременной девушки, матери больного сына, женщины, потерявшей мужа на войне, дочери Тихона. Они не рассказываются подробно, а лишь вырисовываются общими мазками. Мы узнаем лишь настоящее этих героев, а об их прошлом можем только догадываться. Возможно, что некоторые из этих эпизодов и кажутся «плоскими», но едва ли стоит к ним стоит подходить с точки зрения психологической или исторической достоверности. По сути, это притчи, в которых зрители должны узнать самих себя.

Многие зрители «покупаются» на церковный антураж «Острова», хотя религия и церковь в нем – скорее, площадка для сюжета. В фильме хорошо заметна ирония в отношении православной церкви. Можно сказать, что «Остров» – фильм духовный, религиозный, но не церковный.

Настоятель монастыря и его казначей, роли которых блестяще сыграли Дмитрий Дюжев и Виктор Сухоруков, предстают перед зрителем функционерами и управленцами, далекими от веры. В фильме показаны настоящие мотивы этих людей, тщеславие и зависть, которые лежат в основе их поступков. Все эксцентричные поступки Анатолия – попытки направить их на путь истинный. Сам главный герой далек от гордыни и тщеславия, он даже исцеляет людей не от своего имени.

Картина Павла Лунгина полна символизма. Ее центральные символы – это огонь и истопник, которым работает главный герой. Огонь очищает, несет надежду, а свет, порождающий им, разгоняет тьму.

В чем секрет успеха фильма?

Казалось бы, сценарий фильма полон клише, но это нивелируется прекрасной операторской работой, точным выбором места съемок. Пейзажи русского Севера в «Острове» завораживают. Они буквально кричат о суровости, кротости и благодати. Самоумаление героев не выглядит здесь натужно или искусственно – среди этих пространств иное поведение невозможно.

Прекрасным режиссерским решением является лаконичность диалогов в фильме. Такая немногословность в устах героев картины выглядит чрезвычайно органично.

Однако решающий фактор успеха фильма – блестящая игра актеров. Это относится ко всему составу, задействованному в «Острове», но особенно подкупает работа Мамонова. Без преувеличения можно сказать, что Лунгин нашел наиболее подходящую кандидатуру на эту роль. Что в других устах звучало бы фальшиво или пошло, в его исполнении кажется естественным и понятным. Такого эффекта можно добиться только в случае, если те или иные реплики или поступки на экране оплачены внутренним опытом актера. Мамонов сам пережил сложную духовную трансформацию, пройдя путь от рокера до отшельника и глубоко верующего человека.

Фильм «Остров» – значительное событие в новейшей истории российского кино. Картина способна изменить сознание зрителя и его взгляд на мир. Она говорит ему об истинной духовности, которую нужно искать не в храмах или монастырях, а в человеческом сердце.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: