Смысл фильма «Пустой человек»

Смысл фильма «Пустой человек»

Смысл фильма

«Пустой человек» (The Empty Man) – триллер-хоррор Дэвида Прайора, снятый по мотивам одноименного комикса Ванесы Р. Дель Рей и Каллена Банна. Сценарий написан самим Дэвидом Прайором. Съемки фильма начались еще в 2017 году, премьера была назначена на август 20-го, но была перенесена из-за коронавируса. В итоге релиз состоялся в декабре, однако фильм не имел большого успеха, а критики высказывались о нём крайне неоднозначно.

В экспозиции фильма режиссер переносит нас в 1995 г. в живописные горы Бутана. Четверо туристов-американцев отправляются в путешествия за новыми впечатлениями. По пути им встречаются буддистские монахи, заброшенный храм и мост через бездну. Только один из туристов Пол смело идёт по мосту, и потому на другой стороне ему является странное звучание, напоминающее свист пустой бутылки. Идя на звук, он попадает в расщелину, где находится скелет странного существа с двадцатью пальцами и восьмью руками. Спутники вынимают парня из пещеры в состоянии тотального транса, но на третий день, попавшая под молчаливое влияние жена Пола, убивает своих друзей, а сама бросается в пропасть.

Далее действие делает поворот к истории бывшего полицейского Джеймса Ласомбры. Отошедший от дел коп горюет из-за погибших в автокатастрофе на мосту жены и ребенка. После пропажи дочери своей соседки он решает своими силами разобраться в этом запутанном деле. Расследование приводит его к странной организации «Институт Понтифекса», которая оказывается подпольным культом, чьи адепты поклоняются Пустому человеку.

Пустой человек фигурирует вначале как городская страшилка: если встать после заката на мосту и извлечь звук из пустой бутылки, то к тебе явится Пустой человек. В первый день ты его услышишь, на второй – увидишь, на третий – почувствуешь. После третьего дня по легенде люди умирают.

На протяжении фильма эта страшилка обрастает всё новыми зловещими смыслами. Пустой человек – не просто призрак, а, по мнению культистов, абсолютная истина, передающая им мысленные сообщения из самого небытия. Для передачи своих идей сущности нужна антенна – человек, которого культисты называют «мостом». Образ моста – основной в фильме, поскольку все основные действия происходят на мостах, да и название организации «Pontifex» переводится как «мост». Понтификом в Риме называют человека, являющимся проводником воли Бога.

Расследование пропажи дочери соседки приводит Ласомбру в странный лагерь, где герой находит видеозапись о 13 воплощении монстра. На видео получеловек-полупризрак рисует на стене своей кровью и внутренностями фигуру в огне. После бывшего копа начинают преследовать дети-культисты, и ему приходится спасаться бегством.

В сюжете навязчиво отовсюду появляется мотив нереальности происходящего. Видя ритуал детей, реальность полицейского на несколько секунд расплывается. О иллюзорности окружающего говорит Аманда – дочка соседки, а на её стене на стикере написаны слова: «Тебе ничего не нужно. Ничего – это всё. Если нет тебя и нет меня, как мы с тобой можем существовать?». На одной из карточек полицейский видит слово «Тульпа», которое обретает смысл только в конце фильма.

Режиссер пытается увести зрителя в философские дебри, цитируя Ницше и говоря о ноосфере. Но единственное, что из всего нам нужно знать для понимания смысла происходящего: реально только небытие. Именно эту идею на собственной шкуре прочувствовал главный герой фильма. Его драматическая линия состоит в том, что он испытывал огромное чувство вины перед сыном и женой за то, что в момент их гибели изменял своей супруге с соседкой, только что потерявшей мужа.

Но вся рефлексия героя и его внутренние противоречия оказываются в итоге нереальными, поскольку в конце фильма он узнает, что вся его биография – сценарий, придуманный членами культа. Он – их произведение, тульпа — материализованный силой мысли человек, единственная цель которого – быть новым воплощением Пустого человека, поскольку старое тело Пола (туриста в начале фильма) изнашивается и уже не может передавать сообщения.

Поворот к полной нереальности жизни Джеймса Ласомбры, чья фамилия переводится с испанского как «призрак, тень, мрак», единственный эффектный ход режиссера. В остальном, «Пустой человек» — типичный хоррор, который не внушает серьезной тревоги, но заставляет задуматься о значении небытия в нашей жизни и наличии иллюзий в привычных человеческих убеждениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: