Смысл фильма Три тополя на Плющихе

Смысл фильма Три тополя на Плющихе

Смысл фильма

В 1966 году был напечатан рассказ советского писателя А. Борщаговского «Три тополя на Шаболовке» и уже через год режиссер Татьяна Лиознова выпускает свой, ставший легендарным, фильм.

В главных ролях – «тяжеловесы», титаны советского кино, Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Этот светлый, лиричный, настоящий «шестидесятнический» фильм бесспорно входит в список лучших советских лент. Время не властно над ним, он повествует о вечном — о жизни человеческого сердца.

Сюжет фильма Три тополя на Плющихе

Сюжет фильма обманчиво прост: деревенская женщина Нюра приезжает в Москву, чтобы продать мясо и заодно повидаться с непутевой сестрой своего благоверного – та вздумала загулять. Но случайная встреча с таксистом Александром смешала ее планы. Вернее, внешне ничего для Нюры не изменилось – мясо она продаст, с сестрой встретится. Вот только кто кого вразумит – это большой вопрос.

Александр оказывается человеком, всерьез затронувшим сердце женщины. В фильме, конечно же, нет эротических сцен – это немыслимо для советского кино того времени. Более того, герои не будут говорить о любви, они не осознают ее сами и не признаются друг другу. Никаких внешних потрясений, но все содержание мира внутреннего изменилось раз и навсегда.

Основным лейтмотивом проходит мелодия песни «Нежность» Александры Пахмутовой. Героиня силится вспомнить ее название, напевает отрывки. На наших глазах из озабоченной деревенской клуши Нюра превращается в женщину – удивительно поэтичную, почти неземную.

Конечно, ей и в голову не приходит, что между ней и Александром случилось то самое, о чем и помыслить страшно порядочной мужней жене – нежность, пробуждение сердца, любовь. Ведь у нее уже есть любовь – практичный и заботливый муж, двое детей. Вот только это не совсем то…

Режиссер Лиознова говорила потом в своих интервью, что Нюра потому и расцвела после новой встречи, что в прежних отношениях, законном, благополучном браке, повседневные мещанские заботы, хлопоты о сытости, давно вытеснили искреннее чувство. Героиня жила в полусне, как женщина она была мертва – сердце ее мертво. В одной из последних сцен перед Нюрой встает выбор: пойти дальше в новых, только завязавшихся отношениях — Александр ждет ее на улице, в такси – или оставить все как есть.

Конечно, логика характера да и нравственный запал советского кинематографа не дают ей повторить «подвиг Анны Карениной» — это невозможно. Нюра возвращается в деревню к мужу, детям. Она с блеском справилась со всеми делами – мясо продано, дети и муж получают подарки.

Смысл финальной сцены фильма Три тополя на Плющихе

И вот мы видим финальную сцену… Героиня вернулась, она готова окунутся в прежнюю, упорядоченную жизнь. Послушно отдает супругу, как главе семьи, все вырученные рубли. В умилении смотрит на детей, примеряющих обновки. Но тут… Тут по радио вдруг объявляют песню Пахмутовой «Нежность» и героиня, удивленная, прозревшая, вслушивается в слова, истинного смысла которых она до сих пор не понимала. Она не может ответить на вопрос мужа: «А себе чего ты привезла?».

Лицо ее искажается гримасой боли и страдания, глаза наполнены слезами. Муж и дети смотрят в изумлении. Зритель понимает в эту минуту, что все, что смогла привезти Нюра из этой поездки – другой мир, мир нежности, искреннего человеческого чувства, настоящей любви. Он не когда не станет ее настоящим, реальным миром. Но и тот, в который она вернулась, уже не принесет ей подлинного счастья. Перевернуто все ее женское существо, которое слишком долго обходилось без нежности.

Именно нерастраченная нежность, ненужная в мещанском мирке, будет делать ее несчастной — отныне и навсегда. Прежней безмятежности уже не обрести, простое счастье сытой семейной жизни не повторится. Это настоящая трагедия личности, скрытая за фасадом советского кино. Несмотря на внешнюю простоту сюжета и скромность героев, она не уступит в накале и сложности вечным, хорошо известным нам сюжетам.

Кстати, песню Пахмутова написала специально для этого фильма, и она навсегда вошла в анналы золотого фонда советской песни.

Невероятна была популярность этого кино в СССР. Женщин забрасывали режиссера письмами, в которых просили переснять концовку, сделать так, чтобы Нюра вышла к Саше и они стали жить счастливо. Но тогда фильм превратился бы в обычную мелодраму.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: