Смысл повести «Кондуит и Швамбрания»

Смысл повести «Кондуит и Швамбрания»

Смысл книги

Литературно-художественное произведение Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» адресовано детям среднего школьного возраста. Представляет собой объединенные в одну книгу две автобиографических повести о детских гимназических годах писателя (с 1913 по 1918). Это было сложное для России время, когда на судьбе каждого русского человека отразились эпохальные исторические события ‒ Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот.

Жанрово книга представляет собой нечто среднее между дневниковыми записями и мемуарами в двух частях. Заглавие каждой повести определяет ее тему и имеет символическое значение.

«Кондуит» (год написания‒1931)

Полное заглавие произведения ‒ «Кондуит. Последняя повесть о гимназии». В сокращенном виде книжка была издана под названием «Подпись Цап Царапыча». Так гимназисты звали служителя учебного заведения, в обязанности которого входило следить за их поведением.

Любые нарушения правил записывались пофамильно в дисциплинарный (кондуитный) журнал. За серьезные проступки, проказы, каверзы и даже незначительные шалости полагалось наказание. Провинившийся мог стоять весь урок, остаться на 4 часа без обеда, лишиться каникул, «вылететь» из гимназии. Каждый мальчишка боялся проштрафиться и попасть в Кондуит. Его ещё называли «Голубиной книгой», потому что у гимназистов были шинели такого же цвета, как голуби-сизари.

В целом повесть можно охарактеризовать как «дела и люди» Покровской мужской гимназии, где учился Лев Кассиль. Вынесенное в заголовок название обобщает его яркие впечатления о школьных годах.

«Швамбрания» (год написания‒1933)

«Швамбрания. Повесть с картами, гербом и флагом» ‒ так полностью называется книга о придуманной стране водников и мореходов, в которой разворачивались невероятные события. В доме Ухиных, что на Базарной площади, где жила семья врача Абрама Григорьевича Кассиля, всегда было многолюдно. В домашних играх сыновей, Левушки и Оськи, он превращался в большой корабль. Папу считали капитаном, маму ‒ «глушителем», дочь кухарки Клавдюша выступала в роли пленницы. Царем Швамбрании был Левка. Оська служил почтальоном и приносил письма с вызовом на войну с Бальвонией и Кальдонией. В мирное время жители (двоюродные Дина и Митя, знакомая девочка Таиса) гуляли на Брешке (от названия бульвара «Брехаловка» в Покровске).

Детские фантазии перемешивались с моделированием реальных событий, и игра была пропитана духом времени: раненые солдаты, свергнутый царь, разгромы богатеев, демонстрации, борьба за равенство и справедливость. Поясняя смысл названия, Кассиль говорил, что игра не просто занимала и увлекала. В утешительных просторах воображаемой Швамбрании можно было скрыться «от тех обид, что наносил детям жестокий мир взрослых».

***

Писатель в 1933 году приехал в родной Покровск, который к этому времени уже переименовали в Энгельс, чтобы поздравить младшего брата с рождением дочери. Они читали всем «Кондуит и Швамбранию», вспоминали детство.

Как в первый гимназический день 1913 года у побритого наголо Левушки вырвали все пуговицы на мундире. А в1918-м Оська пошел в уже совсем другую школу. Отменили раздельное обучение мальчиков и девочек, в класс Левы перевели новичков из высшего начального училища, вместе с ним стал бесплатно учиться кухаркин сын Аркаша. Как в ходе первой советской реформы школьного образования упразднили отметки и ввели: отл., хор., уд., неуд., плохо. Тогда на костре возле гимназии вместе с дневниками мальчишки радостно сожгли ненавистный дисциплинарный журнал Кондуит. Как настали голодные послереволюционные времена. За фунт мяса в месяц Левка давал уроки грамоте и счёту. После отъезда отца на фронт мальчик остался в доме за старшего мужчину. Как не стало фантазийной страны Швамбрании. Пустующий дом Угря, где она располагалась в последнее время, пришлось разобрать на дрова ‒ нечем было топить школьную библиотеку, и ее хотели закрыть. Впрочем, Левушка и Оська об этом не очень сожалели. Играть в Швамбранию стало уже неинтересно ‒ они повзрослели.

По словам самого писателя, его книга не только про школу. Она про то, как своими детскими умами они с братом поняли и приняли события 1917 года. Революция, говоря словами «Интернационала», до основания разрушила их прежний мир и построила совершенно новый.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: