Смысл произведения «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова

Смысл произведения «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова

Смысл книги

Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» читали почти все. Также любому знакомы гениальный фильм Леонида Гайдая, снятый по этому произведению и менее удачная, по мнению большинства, сериальная версия Марка Захарова.

Существует несколько трактовок смысла популярного романа. Есть даже эзотерический вариант. 12 стульев соответствуют 12 знакам Зодиака. Каждый стул представляет конкретный знак. Крайне сомнительно, что авторы, жившие в эпоху социалистического реализма и всеобщего атеизма, имели в виду что-то подобное.

Популярной версией, которую высказывают недоброжелатели романа, к которым принадлежали многие известные писатели того времени, а некоторые поддерживают их мнение и сейчас, является та, согласно которой писатели сочиняли свое произведение в соответствии с идеологическими установками 20-30-х годов прошлого века. В данной версии есть доля рационализма. Кого высмеивают в свое романе Ильф и Петров? Представителей старого отжившего общества.

Киса Воробьянинов является пародией на членов дореволюционного дворянского общества. Отец Федор Востриков – священник, который забыв о прихожанах, бросается на поиск сокровищ. Напоминает нынешних иерархов РПЦ, не правда ли. Тайное общество «Меча и орала» показывает читателю целую когорту персонажей, от студентов-недоучек до бывших богатых купцов и предпринимателей, выставляя их в исключительно смешном свете. Эллочка людоедка – молодая женщина, которая является до предела утрированным образом прожигательницы жизни.

В Никифоре Ляписе-Трубецком, поэте-халтурщике многие увидели пародию на Маяковского. Даже мифическая Хина Члек вызывает ассоциации с Лилей Брик. Инженер Брунс – представитель новой советской чиновничьей элиты, которая унаследовала замашки старой, дореволюционной. В отличие от своего следующего романа «Золотой теленок» в «12 стульях» авторы обошли своим вниманием класс новых советских чиновников. Тема коррупции слегка затронута при описании дома призрения с Альхеном и Ко, которые без зазрения совести обирают безответных старушек. Тоже знакомая современному читателю ситуация. Также в романе Ильф и Петров практически не высмеивают обывателей, не составляя, таким образом, конкуренцию Михаилу Зощенко, для которого мещанство было излюбленной темой.

Вряд ли авторы ставили перед собой задачу написать социальный роман. Они просто брали типичных представителей той или иной прослойки общества и исключительно талантливо высмеивали их.

Главной фигурой в романе «12 стульев», безусловно, является Остап Бендер. Это обаятельный и остроумный жулик. Другие персонажи рассматриваются через призму его восприятия. Его оценки людей и событий лаконичны и точны, хотя иногда он и пускается в длинные рассуждения. Главный герой неоднократно подчеркивает, что с советской властью ему не по пути. С этим трудно не согласиться. Уже в те годы, не говоря уже о более позднем периоде, умные, самостоятельные и инициативные люди режиму не требовались. Нужны были мыслящие стереотипами, если не сказать тупые, готовые к беспрекословному подчинению исполнители. Либо одержимые слепым энтузиазмом романтики, которых, правда, впоследствии истребили. Первых в романе фактически нет, разве что массовик-затейник с теплохода «Скрябин» и эпизодически встречающиеся проходные персонажи. Некоторое количество романтиков-энтузиастов можно обнаружить в редакции газеты «Станок». Поскольку Ильф и Петров сами являлись журналистами, то о сотрудниках «Станка» они пишут весьма доброжелательно.

Идея романа заключается в развенчании мифа о легком обогащении. Если мимоходом Бендеру удается стричь доверчивых овец вроде мадам Грицацуевой или членов тайного общества «Меча и орала», то главная цель так и остается недостигнутой. Разумеется, авторы придумали подобную концепцию изначально. При удачном стечении обстоятельств бриллианты могли достаться Осе и Кисе буквально сразу. Но тогда бы не было и романа. Про Ильфа и Петрова можно сказать, что даже при описании пороков общества они не относятся к условно отрицательным персонажам с ненавистью, которая уже в те годы считалась неотъемлемым качеством литературы, воспевающей диктатуру пролетариата. И все благодаря врожденной интеллигентности и душевной доброте двух замечательных писателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: