Смысл рассказа «Неразменный рубль» Лескова

Смысл рассказа «Неразменный рубль» Лескова

Смысл книги

Этот рассказ Н.С. Лесков выпустил в 1883 году с пометкой «Рождественская история» и посвятил его «христианским детям». Произведение относится к жанру святочный рассказ. Подобной тематике характерно то, что она имеет фантастический сюжет на тему зимних календарных праздников. Не забывая придерживаться канонов этого жанра, автор искусно сочетает поучительные моменты и занимательную историю. Н.С. Лесков, зная о любви детей к сказкам и вымыслам мастерски увлекает их сказочным поверьем, который имеет и практическое поучение для ребенка, которому стало дозволено иметь карманные деньги и распоряжаться ими самостоятельно.

Повествование ведется динамично, нет никакой затянутости . Автор вводит в курс притчи о неразменном рубле, который сколько не трать, а он все равно останется у тебя в кармане целым и невредимым. Далее все события мы видим глазами 8-летнего мальчика Миколаши. Этот прием позволяет вспомнить то, что было так важно для нас в детстве: цветные стекляшки, сладости и всеобщее признание ребят со двора. Миколаша — вдумчивый ребенок, добрый, но однажды он не устоял и поддался гордыне и зависти.

Няня аккуратно подготавливает мальчика, рассказывая насколько редкий и ценный подарок собирается ему вручить бабушка. Она предлагает ему подумать, о своих предстоящих праздничных покупках. Долгожданным Рождественским утром Миколаше наконец-то вручают подарок. Бабушка рассказывает, что если на этот неразменный рубль купить вещь никчемную и никому не нужную, то рубль непременно исчезнет. Мальчик попросил бабушку о помощи, чтобы она подсказала ему, что бы такого купить полезного, чтобы рубль не испарился. Но бабушка была неприступна и сказала, что владеющий неразменным рублем должен сам размышлять, на что его тратить.

Это часть поучительна для взрослых, которые привыкли довлеть над своим ребенком и не давать возможности ему самому учиться принимать решения. Бабушка сказала все, что ему нужно было знать и предоставила его самому себе, позволяя совершать ошибки и исправлять их. Это очень непросто, т.к. требует от ребенка сделать исключительно правильный выбор, при условии, что вокруг полно соблазнов, которые сталкивают с верного пути. Но на то родители и даны, чтобы учить, поправлять и наставлять.

Миколаша посчитал, что полезно купить бедным детям свистульки, девушкам — платья, старушкам — платки, ремень — кучеру, гармонь — башмачнику и т.д. Он ликовал от того, что другие были счастливы. Но в тоже время ему нравилось чувствовать себя в центре внимания. Проходит какое-то время и многие забыли о подарках мальчика и дети бедняков уже прыгают за каким-то купцом, выпрашивая у него разноцветные стекляшки. Миколаша был раздосадован и даже зол, наблюдая за происходящим. В такие моменты начинает зарождаться гордыня, которая тянет за собой вереницу других человеческих пороков.

Не долго думая, он решает приобрести себе жилет, на котором будут пуговицы, как те стекляшки у купца, и платит за каждую пуговку по рублю. Но тут неразменный рубль исчезает и все в округе потешаются над ним, а Миколаша плачет. Страх оказаться осмеянным — извечный страх и ребенка, и взрослого. Мальчик делает вывод насколько люди жестоки и глупы.

Миколаша проснулся, оказывается это был лишь сон, навеянный историей про неразменный рубль, которую накануне вечером рассказывала няня. Бабушка объяснила сон и подарила настоящий серебряный рубль, а сама собралась и пошла покупать беднякам все те подарки, которые дарил им Миколаша во сне.

Испытание славой очень тяжело и в первый раз мальчик не смог пройти его достойно. Но в нем все-таки борется упоительное чувство внимания к своей персоне и понимание того, что это неправильно. Проснувшись, Миколаша принял объяснения бабушки. Таким образом, он приобрел жизненный опыт, который запомнил навсегда. Он даже перестал есть сладкое, почувствовав сладость в благотворительности для тех, кто нуждается. Возможность осчастливить и обрадовать людей, которые одиноки и бедны оказалась для него намного слаще, чем самое вкусное варенье.

Н.С. Лесков доносит до юных читателей мысль, что стать счастливым можно принося добро и счастье другим. Для этого не нужно обладать ни мифическим рублем, ни другими невиданными благами. Этот рассказ учит быть щедрым, добрым, отзывчивым, бескорыстным; не поддаваться своему эго и не ждать на сделанное добро ответное действие. Не стоит завидовать и стремиться к нездоровой славе, подкупая людей подарками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: