Смысл романа «Мой генерал» Альберта Лиханова

Смысл романа «Мой генерал» Альберта Лиханова

Смысл книги

Роман Альберта Лиханова «Мой генерал» (иногда его называют повестью) – это книга, основным предназначением которой является патриотическое воспитание подрастающего поколения. С точки зрения педагогов произведение может воздействовать на неокрепшее сознание подростка и направить его на путь, который сегодня в России властная элита и иже с ней пропаганда считают наиболее перспективным, а именно способствовать осознанию школьником преимуществ отечественной внутриполитической доктрины перед западной. Вопрос, что лучше, конечно, спорный. Но в данном случае не место дискутировать о том, по какому пути должна идти Россия. Читатель должен сделать собственные выводы и решить, какие концепции развития страны ему ближе.

На протяжении всего повествования красной строкой проходит тема Великой Отечественной войны, хотя о самой войне не сказано ни слова. По своему жанру роман можно назвать сагой, поскольку действующими лицами являются три поколения одной семьи. Главные герои – внук и дед. Обоих зовут Антонами. Внук – обычный, ничем не выдающийся школьник, живущий в Сибири. Дед – генерал, проходящий службу в Москве. Младший Антон знает о деде-генерале, но личное общение между ними осталось в далеком прошлом.

Наконец, дед Антон Петрович выходит в отставку и переезжает в Сибирь. Поначалу мальчик разочарован – он ожидал увидеть бравого вояку с генеральскими звездами на погонах, с широкими лампасами на форменных брюках и в фуражке с изогнутой тульей либо в каракулевой папахе. Парадный мундир весь в орденах и медалях. Адъютант или ординарец за спиной. Но ничего этого нет. Приезжает обычный немолодой человек в штатском, говорящий обычным, не командным голосом и сразу впрягающийся в домашнюю работу.

Младшему Антону становится обидно, что дед, которого он представлял героем, ходит по магазинам, занимается уборкой квартиры и вообще ведет себя, как заурядный пенсионер. Каким-то образом в классе узнают об антоновом деде-генерале, хотя внук об этом помалкивает. Ведь для него дед — вовсе не герой, которым можно гордиться. Поскольку события разворачиваются в советские времена, новость о деде-генерале мгновенно становится хитом (как сказали бы сейчас) и отношение к внуку меняется. Хотя, если подумать, чем он это заслужил? Антон стал лучше учиться, не потому, что он как-то прибавил в усердии, а просто ему стали реже ставить плохие отметки, чтобы не вызвать недовольства деда-генерала, хотя последний по своей природной порядочности никогда не стал бы оказывать на педагогов давление. У учителей даже появились какие-то нотки подобострастия при общении с внуком генерала. В конце концов, самого Антона младшего стали называть Генералом.

Если бы книга была написана сейчас, то все бы закончилось для школьника не лучшим образом. В какой-то момент одноклассники поняли бы, что их товарищ стал популярным вовсе не благодаря своим способностям и заслугам, а лишь благодаря кровному родству с отставным генералом. Произошло бы развенчание культа личности, и Антон, в лучшем случае, опять стал бы обычным учеником, а в худшем – превратился бы в изгоя. Ведь дети жестокосердны. Но поскольку все происходит в советское время, Антон-внук так и остается признанным лидером со всеми вытекающими последствиями: хорошие отметки, уважение товарищей, внимание со стороны одноклассниц.

На его фоне Антон-дед выглядит более выигрышно. Он нигде не кичится своим званием и заслугами. Благодаря взвешенному и продуманному, а, главное, скромному, поведению отставной генерал заслуживает оправданное уважение жителей поселка. В экстремальной ситуации, когда на дома обрушивается невиданный снежный буран, Антон Петрович надевает свою генеральскую форму. Этим он как бы дает понять: народ и армия едины, вместе нам ничто не страшно. В те времена это действительно воспринималось, как призыв к сплочению перед лицом грозящей опасности.

Роман заканчивается смертью и похоронами генерала, на которые приходит все население поселка. Смысл романа заключен в самом сюжете. Никакого подтекста и, тем более, философских размышлений автора нет, как нет и отрицательных героев. Поэтому книгу «Мой генерал» можно рассматривать, как пособие по патриотическому воспитанию школьников в качестве факультативного материала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: