В чем смысл концовки фильма «Американский психопат»?

В чем смысл концовки фильма «Американский психопат»?

Смысл фильма

Фильм представляет собой интересное совмещение диаметрально противоположных жанров и проблем. Это и комедийная (если рассматривать происходящее как сатиру) история о бессмысленной жизни так называемых янки, и глубоко психологическая кинокартина, поднимающая острые социальные проблемы, и ужасы, наполненные бессмысленным насилием, постельными сценами и убийствами.

Главный герой фильма — Патрик Бэйтман — янки. Он заведует большой компанией, ходит с такими же богачами, как он, в рестораны и соревнуется с ними в успешности. Казалось бы, идеальная жизнь, но Патрик ощущает острую бессмысленность и никчёмность собственного существования. Бэйтман признаётся себе и зрителю, что уже ничего не чувствует, как бы не старался. Всё его окружение похоже. Одинаковые дорогие костюмы, лица, визитные карточки — всё это создаёт ощущение стирания личности. Патрик реагирует на это очень болезненно и пытается ощутить вкус жизни через насилие. Чем дальше он заходит, тем больше и больше осознаёт, что сходит с ума.

Финал истории оставляет большой простор для интерпретации. Рассмотрим несколько вариантов:

1. Патрик никого не убивал. Все показанные убийства были плодом его фантазии. Об этом свидетельствует то, что его жертвы живы, что на шум бензопилы и на следы крови под спальным мешком никто не обратил внимания. В пользу этого варианта свидетельствует и то, что все окружающие относятся к признаниям Патрика без особого внимания, а сам он изображает совершенные убийства так, будто бы просто с помощью этого изливает накопленный стресс, связанный как с отрицанием собственной никчёмности, так и с отсутствием понимания со стороны окружающих. Эта внутренняя и внешняя пустота героя толкает его к форме протеста, которую он не может выразить, так как слишком привык соответствовать стандартам общества, которое кажется ему таким же пустым, как и он сам.

Он пытается найти для себя что-то новое в музыке, грубом сексе и убийствах. Фантазии доводят Бэйтмана до крайней степени сумасшествия и он осознаёт это только в самом конце фильма, после абсурдной ситуации с банкоматом и перестрелки на улице. Ему хотелось бы, чтобы другие янки тоже испытали это удушающее чувство, тоже остро ощутили свой конфликт и довели себя до такого состояния.

2. Часть совершенных убийств была настоящей. В пользу этого свидетельствует окровавленная простынь, которую герой приносит в самом начале фильма в прачечную, внезапное убийство бродяги с собакой, убийство одного из членов своего окружения, Пола. Почему это убийство может быть настоящим? На это намекает то, что все бизнесмены были так похожи друг на друга, что не запомнили внешности и имен, путали одних мужчин с другими. Так следователь был убежден, что Пол встречался в ресторане с другим мужчиной, хотя это был Патрик. Общество не обращает внимания на то, что кто-то пропадает.

До бродяг, проституток и секретарш никому нет дела, поэтому внимание привлекает только исчезновение богатого мужчины (и то ненадолго), а все отчаянные признания Патрика в том, что он — маньяк, игнорируются, потому что всем всё равно на что-либо не касающееся поддержания их статуса. В течение всего хронометража фильма ни один из героев не работает по-настоящему. Все либо пьют, либо гуляют, либо рисуют или слушают музыку. В таких условиях, осознавая то, что отчаянные попытки отличиться от других ни к чему не приводят, Бэйтман решает выбрать другой способ отличиться от толпы — дать волю своим внутренним демонам, начать убивать, чтобы хотя бы что-то почувствовать. Когда он звонит адвокату, он скорее переживает о своём статусе, чем о совершенных злодеяниях.

Скорее всего, абсурдность последних убийств связана с тем, что некоторые из них Патрик совершил на самом деле, а остальные — в своей фантазии. Первая кровь породила в нём пугающую жажду, которую он тщетно пытался подавить. И то, что общество остаётся слепо к монстру, жаждущему крови, только потому, что он богат, доходит до абсурда.

Итак, трактовать концовку можно по-разному, но суть остаётся одной: Патрик оказался замкнут в жалости к себе и осознании собственной никчёмности из-за того, что ничем не отличался от других.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: