Проблематика рассказа «Лёгкое дыхание» И. А. Бунина

Проблематика рассказа «Лёгкое дыхание» И. А. Бунина

И. А. Бунин в своём творчестве исследовал любовь – любые её проявления, не откидывая прочь низменную страсть, не стесняясь заглядывать в самые тёмные уголки человеческих душ и не пытаясь её романтизировать, лишить реалистичности. Он не ставил себе целью эпатировать публику, с абсолютной искренностью углубившись в изучение чувственных таинств, но всё равно его произведения поражали читателей новаторством и откровенностью.

Эгоистичная, роковая, несчастная, губительная и жертвенная – в его рассказах любовь обнажена и ослепительна в своей вызывающей красоте и причиняющей боль жестокости. Множество судеб сплетаются и преображаются под взаимным влиянием, и жизнь одного человека продолжает свой ход почти без потерь, а другого – разрушается и обращается в пыль. До сих пор работы И. А. Бунина привлекают людей всех возрастов серьёзным подходом и основательностью, с которыми великий писатель старался постигнуть самое загадочное чувство на свете. И рассказ «Лёгкое дыхание» — самый яркий тому пример.

История простая, но оставляющая после себя горькое послевкусие. Оля Мещерская – девушка, выделяющаяся из толпы необыкновенно привлекательной внешностью, непосредственностью и тягой к свободе. Воздушная, искренняя и открытая – она обращается с окружающими людьми с непринуждённой радостью и от всего сердца наслаждается жизнью.

Многие, анализируя это произведение, приходят к выводу, что ранняя и трагичная гибель Оли – следствие её легкомысленности и порывистости, но проблематика, поднимаемая в рассказе И. А. Бунина «Лёгкое дыхание», не столь однозначна. Разве Оля не воплощает в себе исцеляющую красоту, которая привлекает к своему яркому огню уставшие и покалеченные души? Разве она не согревает, сама сгорая дотла? Разве её жизнь не показательный образец того, как человечество тянется ко всему прекрасному и неординарному, но одновременно, не задумываясь, уничтожает это и втайне радуется, потому что завидует и боится?

По гимназии, в которой училась Оля, ходили слухи о её ветреном нраве и множестве поклонников — поговаривали, что в неё влюбился гимназист Шеншин и грозился убить себя из-за её непостоянного характера. А в свою последнюю зиму казалась она своим одноклассникам и учителям слишком весёлой, беспечной и беззаботной – неприлично живой и красивой для мира, где властвовали приличия и консервативность. И почему-то каждый видел в ней чрезмерность и бесстыдство, о которых стараются не говорить вслух, но распознают с первого взгляда.

Были ли эти суждения правдой? Или жизнелюбие и очарование Оли поднимало внутри окружающих людей душевную муть, что подталкивала их к озлоблению, гневу и возмущению? Оля Мещерская – жертва обстоятельств, общества и своей собственной привлекательности. Лёгкость её дыхания приманивала не только первоклассников, но и людей взрослых и бессовестных — тех, кто не считал нужным сдерживать свою порочность или не отказывался обратить себе на пользу слабость беззащитной и растерянной невинности. Один из них – Алексей Михайлович Малютин, брат директрисы гимназии.

Роковой день, когда Малютин, воспользовавшись отъездом родителей Оли, соблазнил её, как раз и запускает таймер, неумолимо отсчитывающий время до трагедии. Из-за неопытности девушка не поняла, что происходит, не ожидала от друга отца дурных намерений, не пресекла его домогательства, а после, в уединении своей комнаты осмыслив произошедшее, возненавидела себя – со столь же яростной и искренней силой, с какой любила жизнь.

В рассказе не говорится прямо, что насмешка над казачьим офицером – самоубийство чужими руками, но связь между Олиным неприятием себя, тягой к саморазрушению, надрывным весельем, отдающим отчаянием, и демонстративным разрывом любовной связи прослеживается очень явно. Говорят, красота спасёт мир. Человека же, оставшегося с ней один на один, она может задавить, погрести под собой и превратить в жертву. Останется от него крест из дуба и фарфоровый медальон, и, казалось бы – всё, спокойствие! Но даже после смерти волшебная лёгкость дыхания притянет к могиле какую-нибудь впечатлительную душу, которая придёт не оплакивать красивую девочку Олю, а лелеять свою выдумку – фантазию о чужой жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: